«Мастерская добра» (эмоциональное развитие детей 3-5 лет, направленное на преодоление агрессивного поведения)

Категория: Богданова Н.В. Опубликовано: 06.01.2015 Просмотров: 936

«Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».
Л.С. Выготский

В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребёнка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдаётся интеллектуальному развитию ребёнка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония будущей личности. Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно пока ребёнок ещё маленький: известно, что с возрастом проблемы лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всём поведении.

Педагогам необходимо учить детей говорить о своих чувствах, переживаниях открыто; показывая способы общения детей друг с другом и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Работая по Общеобразовательной Программе ДОУ с.Песь, которая предусматривает совместную деятельность детей ( выбор темы, совместная работа в центрах активности и т.д.), а так же социальное и эмоциональное развитие ребёнка (разрешение споров и разногласий, выражение собственных чувств, забота об окружающих и уважение к ним), дети не могли в полную меру проявлять свои эмоциональные способности, разрешать конфликты и проявлять свои чувства, желания.

Поэтому перед педагогами стояла проблема: научить детей видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнеся его с конкретной ситуацией; развивать эмоциональную производность; научить конструктивным способам управления собственным поведением. С этой целью педагоги проводили индивидуальную работу с детьми, отдельные занятия, игры и упражнения. Но это не давало ожидаемых результатов. Поэтому пришла к выводу, что необходимо организовать целенаправленную, системную работу, направленную на эмоциональное развитие детей по преодолению агрессивности, а так же необходимо создать в группе развивающую и социальную среду, где ребёнок сможет самостоятельно или при поддержке взрослого развивать свои эмоциональные способности.

Опираясь на программу С.И. Семенака «Уроки добра», где предлагаются занятия по формированию у детей навыков доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями. Однако предлагаемая серия занятий рассчитана на старший дошкольный возраст. В условиях разновозрастной (вторая младшая и средняя) группы возникла необходимость разработать занятия по эмоциональному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста, направленные на преодоление агрессивного поведения. Для меня было актуальным разработать свою систему занятий по преодолению у детей агрессивного поведения «Мастерская добра».

На занятиях знакомлю детей с понятиями «добро» и «зло»; « настроение»; «гнев»; «обида»; « месть» и т.д. Каждое занятие начинается с приветствия, например это может быть: «Волшебный клубок» или «Осьминожка» или «Рукопожатие» или «Доброе животное».

Мастерская добра

Вторая или основная часть занятий состоит из психологических игр, упражнений, ситуаций, где дети вместе с воспитателем ищут выход из проблемы, например: « что делать, когда ты злишься...» или «как справиться с гневом» и т.д. Каждое занятие заканчивается релаксацией и рефлексией.

Релаксация и рефлексия

Вместе с детьми мы учим и родителей, например: «наши чувства» или «как избавиться от гнева».

Эти занятия способствуют:

  • снижению интенсивности проявлений тревожности;
  • исчезновению нежелательных форм поведения;
  • позитивной и адекватной оценкой себя;
  • непринуждённому поведению детей при общении со взрослыми и сверстниками;
  • позитивной динамике эмоционального развития ребёнка, характеризующейся возрастанием степени осознания чувств и эмоций;
  • увеличению степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях.

Реализация системы занятий «Мастерская добра» в первую очередь повышает уверенность у ребёнка в себе и своих силах. Ведь дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение.

Богданова Н.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад» с.Песь