Развиваем сенсорику и мелкую моторику у малышей

Категория: Богданова Н.В. Опубликовано: 11.01.2014 Просмотров: 1776

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное развитие - это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие посредством органом чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которое необходимо освоить и упорядочить. Они узнают, что такое длина, ширина, вес, цвет. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь.

Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами - горький или сладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Опытный путь очень обогащает представление о мире. причем примитивное сравнение: тонкий - толстый, гладкий - шероховатый, большой - маленький и т.д. - это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно - значит ночь и прочее. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.

Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа снов, труда в природе и т.д.

Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Развитие мелкой моторикиДля развития мелкой моторики малышей и стимуляции двигательной активности, в своей группе я организовала сенсорный уголок "Умелые пальчики", так как движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Сенсорный уголокПри организации сенсорного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения - это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования и предназначен главным образом:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • для развития мелкой моторики и стимуляции двигательной активности;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • для создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • для активации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • для повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

Система по развитию мелкой моторики у малышей, разработанная мною, состоит из трех этапов:

  1. диагностический - включает поведение диагностики мелкой и крупной моторики.
  2. это практические мероприятия по развитию мелкой моторики и включает в себя игровые упражнения, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
  3. анализ - включает анализ проведенной работы диагностический или практический.

Эффективность сенсорного развития во многом будет зависеть от того, какими средствами пользуется педагог. Каждый может самостоятельно выбрать, где осуществлять процесс развития мелкой моторики рук, например: на играх-занятиях.

Игра-занятие с водойВ своей группе я провожу игры-занятия с крупой, водой, мыльными пузырями, льдом, снегом, звуками, ватой небольшими подушками, веревками, коробками, красками и т.д.

Каждый месяц, начиная с октября, содержит восемь игр-занятий, по четыре на каждый объект обследования. Важным фактором в планировании игр-занятий является принцип последовательности (постепенное усложнение заданий), систематичность и повторность занятий, а также взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений. Все задания взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Игры-занятия можно проводить 2 раза в неделю, по 10 минут, утром или сразу после дневного сна. Оптимальное количество детей в группе - 5-6 человек.

Игры-занятия я строю так:

  1. Создание игровой мотивации;
  2. Психологическая игра;
  3. Задания по развитию мелкой моторики рук;
  4. Подведение итогов.

Многим малышам мамы не разрешают играть с красками, снегом, льдом, крупами, но на моих играх-занятиях можно всё.

Дети с удовольствием играют вместе со мной. Им нравится играть и самостоятельно и дома с родителями.

Использование разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей развития детей позволяют педагогу сделать процесс развития сенсомоторных качеств более эффективным.

Желаю успеха!

Воспитатель
МАДОУ «Детский сад с.Песь»
Богданова Надежда Васильевна