Сенсомоторное развитие детей раннего возраста «Приключение медвежонка Пика»

Категория: Богданова Н.В. Опубликовано: 11.01.2014 Просмотров: 17308

«Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности ребёнка, а также создавать такие ситуации, в которых они ощущают радость открытия.»
Д.Б. Эльконин

1.Актуальность.

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которое необходимо освоить и упорядочить. Они узнают, что такое длина, ширина, вес, цвет. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чтобы понять, что представляет предмет, ребёнку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами - горький или сладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, ребёнку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причём, примитивное сравнение тонкий - толстый, гладкий - шероховатый, большой - маленький и т.д.- это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно - значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребёнку делать выводы и действовать в соответствии с ними. Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что они усваивают без усилий в 2,3 года, в дальнейшем даётся им с трудом. В раннем возрасте острее, чем в каком-нибудь другом, необходимо гармоничное, сбалансированное развитие всех психических процессов. Этот возраст дарит ребёнку новые умения, происходит бурное развитие восприятия, наглядно - образного мышления, воображения. А главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Сенсорное развитие ребёнка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трёх лет, второй с трёх до шести. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребёнка является растущий и развивающий мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идёт образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые, в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие включает две взаимосвязанные стороны, которые в свою очередь выступают задачами сенсорного воспитания: 1) обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений; 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д. Поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни приём " опредмечивания" формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий. Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику определенных предметов и явлений, можно использовать цветную мозаику. Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обогащает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

На стыке содержания и методов сенсорного воспитания следует подчеркнуть способы сенсорного развития:

  • практический способ (наложение, приложение, примеривания);
  • зрительное отношение (практические способы являются перспективой развития действий).

Согласно утверждениям известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и других, сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их "конструировать" предметами, знаками, словами.

Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Насколько успешно и самостоятельно ребёнок владеет системой сесорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребёнка.

Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Также недостаточное внимание, которое уделялось созданию разнообразной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию, вело к снижению уровня сенсорного развития детей. Не сложилась система интеграции сенсорного воспитания в образовательном процессе. Не всегда наблюдались партнерские взаимоотношения педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей.

Работая много лет в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Результаты обследования нервно-психического развития детей показали, что большинство из них отстаёт в сенсорном развитии. Поэтому я решила уделять большое внимание данной проблеме. Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению.

2. Теоретическое обоснование.

Теоретическую основу моего опыта составили труды М. Монтессори, Л.А. Венгера, Ф. Фребеля, Н.М. Щелованова, П. Сакулина, Е.И. Тихеева и т.д.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятие и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний " золотой порой" сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики ( Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогические исследований. Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы. Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу " Будем жить ради наших детей" и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского " Материнская школа" подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.

Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд её идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А.Венгером и его ученика. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.

М. Монтессори подчеркивала, что значение сенсорного воспитания играет большое значение в дошкольном возрасте и говорила :"…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…".

В трудах М. Монтессори термины "воспитание" и "развитие" встречаются повсеместно, а "образование" и "обучение" значительно реже. Цель воспитания - содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори "помощь жизни с самого рождения". Центральный метод Монтессори - свободная работа детей в "подготовленной среде" при ограничении прямого воздействия.

Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги П.Сакулина, Е.И.Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. 

Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая рапортовала за: "…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития общества, так и знания о природе ребенка...". Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития - внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога - исследовательская. Педагог изучает ребёнка в целом.

Нормальное развитие ребенка в первые годы его жизни, расширение горизонта его ума должно совершатся на основании: "...стройного и равномерного расширения горизонта его ума, его представлений..". По мнению Тихеевой свобода и ограничение почти синонимы.

Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величина - метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои- во вкусовом,обонятельном-восприятии.

Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги).

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.

Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгига, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий. Развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

В настоящее время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:

  • создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
  • формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;
  • своевременное и правильное соединение опыта со словом;
  • формирование плана представлений (Гаврилушкина О.П., Катаева А.А., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)

Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием - предметной, игровой, изобразительной (О.П. Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева и др.). Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В. Цикото), изобразительной (А.А. Еремина), игровой (А.Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.
  2. У детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.
  3. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы.

3.Связь сенсорики и творчества. Развитие творческих способностей.

Творческая деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности сенсорного развития ребёнка. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.). Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского "Воображение и творчество в детском возрасте" указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее "священной": возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

Таким образом, творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

4. Цель программы, задачи.

Данная программа разработана в результате изучения различных авторских методик раннего развития детей и психологических особенностей детей 2-4 лет. Программа, является комплексной. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированную деятельность( игра-занятие),т.к. можно удержать внимание детей довольно долго, причём детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребёнок найдёт для себя в игровом занятии близкие для себя темы.

Цель программы - развитие воображения, наблюдательности и логического мышления, восприятия; развитие тактильной чувствительности ( пальчиковая гимнастика, подвижные коллективные игры); развитие творческих способностей воображения ( рисование, лепка, аппликация); развитие мелкой моторики, совершенствование сенсорного развития; обучение математическим способностям в игровой форме.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

Образовательные задачи:

  1. Знакомство с окружающим миром.
  2. Ознакомление детей с игровым, сказочным и песенным фольклором.
  3. Расширение словаря детей.
  4. Знакомство детей с элементарными математическими понятиями.
  5. Формирование системы знаний, умений, навыков.

Развивающие задачи:

  1. Развитие внимания (зрительного и слухового), памяти, логического и абстрактного мышления (анализ, синтез, сравнение, исключение лишнего, причинно-следственные связи, временные представления), пространственного воображения.
  2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера (пальчиковые игры, работа с сенсорными материалами - крупы, природные материалы и пр.).
  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
  4. Развитие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного восприятия).
  5. Физическое развитие.
  6. Психоэмоциональное развитие.

Воспитательные задачи:

  1. Расширение коммуникативных способностей детей
  2. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества), чувства личной ответственности.
  3. Воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к литературе.
  4. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей состоит из трёх этапов:

  1. диагностический - включает проведение диагностики мелкой моторики.
  2. апробация - это практические мероприятия по развитию мелкой моторики и включает в себя игровые упражнения, т.к. игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
  3. анализ - включает анализ проведённой работы - диагностический или практический.

Данная программа рассчитана на два года обучения ( дети от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет). Структурной особенностью данной программы является блочно-тематическое планирование.

Педагогические условия: игровые методы и приёмы; формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.

Принципами содержания моей программы является:

  1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
  2. Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
  3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; " открытие новых знаний".
  5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
  6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.

Занятия направлены на разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Все занятия проводятся в форме игры под музыку с частой сменой деятельности.

Игровые занятия состоят из нескольких блоков:

  1. Музыкально-социальный круг: песенки и потешки, пальчиковые игры и упражнения, упражнения, способствующие развитию движений, двигательных умений и навыков, психологические игры и упражнения и т.д.
  2. Интеллектуальный блок включает в себя: - сенсорное развитие( восприятие: цвета ,формы, величины и т.д); - формирование математических способностей; - развитие речи; - развитие дифференцированного восприятия звуков речи.
  3. Творческий блок: это индивидуальная и групповая работа малыша с самым разнообразным материалом: краски, гуашь, тесто, пластилин, клей, бумага, природный и бросовый материал.
  4. Двигательный блок(физическое развитие): упражнения для развития мелкой и крупной моторики( физ.минутки).

На наших игровых занятиях малыши:

  • получат много положительных эмоций от игровой деятельности;
  • научатся работать в группе;
  • научатся общаться со сверстниками и взрослыми;
  • получат большой багаж знаний, умений,навыков;
  • у ребёнка сформируется "привычка думать", делать выбор, принимать решения.

Тематический план первого года обучения:

Тема игровых занятий Основная дидактическая задача Кол-во занятий, Месяц Рекомендации по проведению Творческая Мастерская:
1 Диагностика сенсорного развития Определение уровня сенсорного развития каждого ребёнка 2 сентябрь

Игры "Какого цвета", "Что за форма", "Что больше? Меньше?"

 
2 Игры с прищепками Накопление сенсорно-двигательного опыта 4 октябрь "Горе, горе крокодил", "Солнышко" , "Милый котёнок", "Умная собачка". Изготовление театра из прищепок; инсценировка простых сказок с прищепками.
3 Игры с песком Накопление сенсорно-двигательного опыта 4 октябрь "Сделаем дорожку", "Пирожки для Пика", "Нарисуем на песке", "Горка для медвежонка Пика". Рисование пальчиком на песке; использование природного и бросового материала для работы с песком; фото - выставка деятельности детей с песком.
4 Игры с крупами Накопление сенсорно-двигательного опыта 4 ноябрь Игры "Прячем ручки", "Дождь-град", "Покормим птичек", "Вкусная кашка", "Разложи по тарелочкам" Выложить картинку из круп: птичка, домик, тучка и дождик, машинка; выставка из работ детей.
5 Игры с водой Накопление сенсорно-двигательного опыта 4 ноябрь Игры "Озеро", "Купание кукол", "Фонтан", "Переливание воды", "Запускаем рыбок", "Водяной" Рисование водой; фото - выставка деятельности детей по работе с водой.
6 Игры с мыльными пузырями Развивать быстроту реакции, накопление сенсорного опыта 4 декабрь Игры "Мыльные пузыри", "Мыльный ветер", "Пенный замок", "Бульки" Фото - выставка деятельности детей по работе с мыльными пузырями.
7 Игры со льдом Развивать тактильно-двигательное восприятие, внимание, память 4 декабрь Игры "Льдинки", "Тает льдинка", "Разноцветный лёд", "Сосульки", "Ледяные фигуры" Рисование цветным льдом; фото - выставка из работ детей.
8 Игры со звуками Развитие слухового анализатора, обогащение чувственного опыта 4 январь Игры-занятия «Послушаем звуки», «Постучим», «Погремим», «Дудочки» Мини – концерт по игре на музыкальных инструментах
9 Игры с клубками Обогащение чувственного опыта, развитие двигательной активности 4 январь Игры - занятия «Волшебный клубок», «Прикатился колобок», «Длинная и короткая дорожка»; «Достань машинку» Работы детей по работе с нитками и выставка из работ детей.
10 Игры со снегом Развитие тактильно-двигательного восприятия 4 февраль Игры «Снеговик», «Снежинки», «Разноцветный снег», «Дед Мороз», «Лепим» Фото – выставка деятельности детей по работе со снегом.
11 Игры с ватой Накопление сенсорно двигательного опыта 4 февраль Игры-занятия «Снег идёт», «Снежинки», «Сугробы», «Снежная крепость» аппликация ватой «Снег идёт», «Снежинки», «Сугробы», «Снежная крепость».
12 Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками Обогащение чувственного опыта, развитие двигательной активности 4 март Игры – занятия «Салют», «Землятресение», «Мусорка» Фото - выставка деятельности детей по работе с конструктором
13 Игры с небольшими подушками, полотенцами, верёвками, коробками Развитие двигательного восприятия, быстроты реакции 4 март Игры-занятия «Кто сильнее», «Выбиваем пыль», «Детский футбол», «Падающая башня», «Штурм крепости» Фото – выставка деятельности детей по данной теме.
14 Игры со старыми газетами, журналами Обогащение чувственного опыта 4 апрель Игры-занятия «Птички», «Бумажные мячи», «Листопад» аппликация из старых газет и журналов «Птички», «Домик», «Милые человечки».
15 Игры с красками Формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет 4 апрель Игры-занятия «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Радуга», «Кукольный обед» Рисование красками «Радуга», «Кукольный обед», « «Бабочка» , «Клякса» и т.д.
16 Знакомство с формой Формирование умения обследовать предметы, выделяя их форму, закрепление цвета 4 май Игры-занятия «Разноцветные домики», «Ворота для машинки», «Построй башенку» аппликация и летка разных форм «Разноцветные домики», «Башенка», «Ворота для машины».
17 Знакомство с величиной Формирование умения обследовать предметы, выделяя их величину 4 май Игры-занятия «Большие и маленькие», «Пирамидка», «Куклы и машинки» аппликация и лепка по теме величина.

Второй год обучения построен по системе усложнения материала и тем игровых занятий первого года обучения с использованием:

  • самостоятельного экспериментирования с разным материалом в предметной деятельности;
  • приёма на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку;
  • предоставление самостоятельного выбора материала, с которым малыши будут работать;
  • планирования своей деятельности;
  • анализа своей деятельности после каждого вида деятельности;
  • уточнения названия предметов и их характерные свойства (форма, цвет, величина);
  • приёма первичного обобщения и группирования предметов по общим свойствам.

К концу обучения дети должны:

  1. Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  2. Устанавливать сходства и различия предметов по одному признаку.
  3. Соотносить предметы по основным цветам и называть их.
  4. Выделять большие и маленькие предметы среди множества.
  5. Знать и называть круг, квадрат, треугольник.
  6. Уметь играть с водой, крупами, льдом, снегом, ватой и т.д.

5.Работа с родителями:

Деятельность кружка по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса: участие в развлечениях, праздниках, играх и помощь в создании развивающей базы кружка. Мною была разработана определённая система работы с родителями:

  • родительское собрание " Сенсорное воспитание: средства, формы, методы", " Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи";
  • выставка литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;
  • практические рекомендации " Игры с песком", " Игровые комплексы для детей раннего возраста", " Пальчиковые игры", " Игры с тестом", "Развитие творчества ребёнка", " Игры с прищепками", " Игры с песком" и т.д.;
  • консультации " Роль театрально-игровой деятельности в развитии восприятия детей раннего возраста", " Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия детей";
  • памятки для родителей по теме сенсорного воспитания детей;
  • родительская гостиная " Мы познаём мир".

6.Работа с воспитателями:

Данная программа предполагает тесное взаимодействие с воспитателями .Это проведение консультаций, семинаров:

  • по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
  • особенности сенсорного развития детей раннего возраста;
  • развитие мелкой моторики; 
  • разработка рекомендаций воспитателям для работы с детьми по сенсорному воспитанию;
  • формирование игровой культуры ребёнка.

7.Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста:

В рамках данной программы была применена методика педагогического обследования детей раннего возраста. В этой методике представлены задания и для выявления и оценки уровня сенсорного развития. Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. На базе МАДОУ детского сада с. Песь в первой младшей группе было проведено диагностическое исследование. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста мною была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

  1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями - круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
  2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
  3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
  4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
  5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
  6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
  7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
  8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2-3 лет.

  1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
  2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
  3. Сложить трёхсоставную матрешку.
  4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
  5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

  • Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
  • Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
  • Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Результаты исследования заносятся в сводную таблицу:

№ п/п Ф.И. ребёнка 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание
1            
2            
3            
4            
5            
6            

Знаком "+" отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком "-" отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень - 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (3 ребёнка);
  • средний уровень - 3 выполненных задания (5 детей);
  • низкий уровень - 1-2 выполненных задания (2 ребёнка).

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании:

Низкий уровень уровень - ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

Средний уровень уровень - действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.

Высокий уровень - ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, производится оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Своевременное сенсорное воспитание - это главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека. Основ его полноценного развития.

Заключение:

Таким образом,было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

 Список использованной литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 1977.
  2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников - Мн.: БрГУ, 2007.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1988.
  6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М.: Просвещение, 1972.
  7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений - М.: Лист, 1993.
  8. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада - М.: Просвещение, 1981.
  9. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. - М.: Издательский центр Академия , 1999.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 1998.
  11. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2002.
  12. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3.
  13. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1972. -№2.
  14. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
  15. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом - М.: Экзамен, 2006.
  16. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом - М: Издательский центр Академия, 2001.
  17. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях -М.: Просвещение, 1986.
  18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983.
  19. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5.
  20. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указаения - М.: Просвещение, 1969.
  21. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.
  22. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 1965.
  23. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1968г.

Желаю удачи!