Комплекс упражнений в дорсальной системе координат

Категория: Иванова И.А. Опубликовано: 10.01.2014 Просмотров: 1093

В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы. Среди них выраженное место занимает проблема готовности к школьному обучению. Как показывает практика, недостаточная нейропсихологическая готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из значимых факторов дезадаптации учащихся. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением (Г.Е. Левина, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.).

У детей при некоторых речевых нарушениях отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. В системе по обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путем тренировки пальцев рук.

Изучая литературу по развитию мелкой моторики и занимаясь практической деятельностью в данном направлении, я натолкнулась на интересный комплекс упражнений - комплекс упражнений в дорсальной системе координат (А.Е. Воронова). Он направлен на формирование психомоторных и когнитивных функций при отсутствии визуального контроля за действием, на развитие сенситивных, пространственных и креативных возможностей человека. Движение рук за спиной непривычно и осуществляется без устоявшихся двигательных стереотипов. Проприоцептивные структуры доставляют информацию в высшие эшелоны управления о расположении конечностей в пространстве и в отсутствии визуального контроля имеют решающее, корригирующее значение.

Исследуя ранее неосвоенные пространства, ребенок расширяет границы своих когнитивных возможностей по управлению телом.

В систему упражнений входят задания по развитию реципрокных (перекрестных) механизмов управления моторикой, что позволяет задействовать корковые и подкорковые нейронные структуры левого и правого полушарий головного мозга.

Дети обязательно должны понимать необходимость проводимых с ними занятий для осуществления самостоятельной работы над речью и моторикой. Чем осознаннее отношение к дефекту, чем полнее стремление преодолеть его, тем выше уровень произвольной саморегуляции речевой деятельности.

Положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка.

Содержание картотеки упражнений в дорсальной системе координат

Автоматизация звука [А]

  1. «Осенние листья»
  2. «Дождь»

Автоматизация звука [У]

  1. «Улыбочка – трубочка»
  2. «Лопаточка», «Чашечка»
  3. «Грибок»

Автоматизация звука [С], [С’]

  1. «Деревья»
  2. «Снеговик»
  3. «Катание на санках»
  4. Катание на лыжах»

Дифференциация звука [С] – [З]

  1. «Воздушный шарик»
  2. «Комарики»

Автоматизация звука [Ц]

  1. «Железнодорожные пути»
  2. «Бабочка»

Автоматизация звука [Ш]

  1. «Мышка»
  2. «Кошка»

Дифференциация звуков [С] – [Ш]

  1. «Змейка»
  2. «Костер»
  3. «Медведь»

Автоматизация звука [Ж]

  1. «Жук»
  2. «Пчелки»

Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]

  1. «Деревья»
  2. «Печем пирожки»
  3. «Рукопожатия»

Автоматизация звука [Щ]

  1. «Косим травку»
  2. «Чистим ботинки»

Автоматизация звука [Ч]

  1. «Железнодорожные пути»
  2. «Цветок»

Автоматизация звуков [Л], [ Л’]

  1. «Рыбка»
  2. «Лодочка»
  3. «Паук»
  4. «Домик»
  5. «Цветок»

Автоматизация звуков [Р] [Р’]

  1. «Оркестр»
  2. «Машина»

Дифференциация звуков [Л] [Р]

  1. «Качели»

В каждом упражнении представлены разные варианты выполнения, темп движения задается и смена движений совершается по:

  • речевой инструкции логопеда;
  • под звучание музыки, либо ее прекращение;
  • по демонстрации логопеда предметных картинок с изображением.

Учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад с.Песь»
Иванова Ираида Алексеевна