Комплекс упражнений в дорсальной системе координат
В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы. Среди них выраженное место занимает проблема готовности к школьному обучению. Как показывает практика, недостаточная нейропсихологическая готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из значимых факторов дезадаптации учащихся. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением (Г.Е. Левина, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.).
У детей при некоторых речевых нарушениях отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. В системе по обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путем тренировки пальцев рук.
Изучая литературу по развитию мелкой моторики и занимаясь практической деятельностью в данном направлении, я натолкнулась на интересный комплекс упражнений - комплекс упражнений в дорсальной системе координат (А.Е. Воронова). Он направлен на формирование психомоторных и когнитивных функций при отсутствии визуального контроля за действием, на развитие сенситивных, пространственных и креативных возможностей человека. Движение рук за спиной непривычно и осуществляется без устоявшихся двигательных стереотипов. Проприоцептивные структуры доставляют информацию в высшие эшелоны управления о расположении конечностей в пространстве и в отсутствии визуального контроля имеют решающее, корригирующее значение.
Исследуя ранее неосвоенные пространства, ребенок расширяет границы своих когнитивных возможностей по управлению телом.
В систему упражнений входят задания по развитию реципрокных (перекрестных) механизмов управления моторикой, что позволяет задействовать корковые и подкорковые нейронные структуры левого и правого полушарий головного мозга.
Дети обязательно должны понимать необходимость проводимых с ними занятий для осуществления самостоятельной работы над речью и моторикой. Чем осознаннее отношение к дефекту, чем полнее стремление преодолеть его, тем выше уровень произвольной саморегуляции речевой деятельности.
Положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка.
Содержание картотеки упражнений в дорсальной системе координат
Автоматизация звука [А]
- «Осенние листья»
- «Дождь»
Автоматизация звука [У]
- «Улыбочка – трубочка»
- «Лопаточка», «Чашечка»
- «Грибок»
Автоматизация звука [С], [С’]
- «Деревья»
- «Снеговик»
- «Катание на санках»
- Катание на лыжах»
Дифференциация звука [С] – [З]
- «Воздушный шарик»
- «Комарики»
Автоматизация звука [Ц]
- «Железнодорожные пути»
- «Бабочка»
Автоматизация звука [Ш]
- «Мышка»
- «Кошка»
Дифференциация звуков [С] – [Ш]
- «Змейка»
- «Костер»
- «Медведь»
Автоматизация звука [Ж]
- «Жук»
- «Пчелки»
Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]
- «Деревья»
- «Печем пирожки»
- «Рукопожатия»
Автоматизация звука [Щ]
- «Косим травку»
- «Чистим ботинки»
Автоматизация звука [Ч]
- «Железнодорожные пути»
- «Цветок»
Автоматизация звуков [Л], [ Л’]
- «Рыбка»
- «Лодочка»
- «Паук»
- «Домик»
- «Цветок»
Автоматизация звуков [Р] [Р’]
- «Оркестр»
- «Машина»
Дифференциация звуков [Л] [Р]
- «Качели»
В каждом упражнении представлены разные варианты выполнения, темп движения задается и смена движений совершается по:
- речевой инструкции логопеда;
- под звучание музыки, либо ее прекращение;
- по демонстрации логопеда предметных картинок с изображением.
Учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад с.Песь»
Иванова Ираида Алексеевна