Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию

Категория: Егорова Т.Н. Опубликовано: 01.12.2015 Просмотров: 2708

Культурно-гигиенические навыки, их значение и место в психическом развитии.

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, приём пищи, пользование туалетом и пр. Как много усилий требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться! Это очень непросто! Так трудно намылить руки-мыло очень скользкое, зашнуровать ботинки-шнурки всё время путаются, застегнуть пуговицу-она никак не попадает в петлю! А взрослые предъявляют много требований.

По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка-это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности. Режим дня-это чёткий распорядок жизни в течение суток. Он предусматривает рациональное чередование сна, бодрствования, а также рациональную организацию всех видов деятельности малыша. Он упорядочивает ритм жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности. Постепенно ребенок начинает хорошо представлять, что и когда он будет делать: утром вставать, днём обедать, гулять, рисовать, вечером ложиться в кровать; ночью спать. Это представление создаёт предпосылки для ориентировки во времени, прежде всего, в частях суток.

Таким образом, режим дня как чередование бытовых процессов-внешнее средство организации жизнедеятельности ребенка, оно даёт ему опорные точки для проявления самостоятельности и активности, распределения во времени всей психической энергии, а в дальнейшем и для реализации своих возможностей и склонностей.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, раздеваться и одеваться и пр. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознаёт.

Навык-это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений, упражнений и характеризуется высокой степенью освоения, а также отсутствием поэлементного контроля. Когда человек не осознает, как он выполняет действие (умывается, одевается, ходит, пишет, читает и пр.), оно совершается как бы само собой. Навык, ставший потребностью, - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро. А привычка умываться побуждает его выполнять действие охотно и без принуждения.

Какое значение имеют культурно-гигиенические навыки для психического развития? Какое место занимают они в общем ходе? Что происходит в психике ребенка, когда он их осваивает? Что в нём изменяется? насколько важно усвоение этих навыков? Так ли обязательно учить ребенка мыть руки, есть аккуратно, пользоваться туалетом?

Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка, кроватка и прочие предметы-объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей есть ложкой, ножом и вилкой; спать в кровати, накрываясь одеялом. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно. Малыш рождается с биологическими потребностями в сне, пище и другими, такими же, как и у животных. С первых дней его жизни взрослый начинает превращать их в социальные, очеловечивать. Каким образом? Через усвоение специфически человеческого способа удовлетворения биологических потребностей, то есть с помощью предметов, созданных человеком. Нельзя жадно хватать пищу руками, а следует сначала вымыть руки, сесть за стол, постелить красивую скатерть, налить суп в тарелку и есть его с помощью ложки, при этом нельзя пролить его на стол или толкнуть товарища, сидящего рядом; после еды следует вытереть рот салфеткой, вымыть ложку и тарелку, а также сказать спасибо тому, кто приготовил суп.

Способ удовлетворения потребности формирует другую, новую потребность, а не просто видоизменяет биологическую, например в пище. Теперь к ней не просто присоединяется новое качество-способ удовлетворения, а происходит становление социальной потребности, регулируемой правилом, нормой её удовлетворения. Теперь это уже не просто приём пищи, а очеловеченный, культурный процесс. Поэтому можно говорить о том, что в психике человека не биологических и социальных потребностей, а все потребности человека являются социальными, культурными.

Важно подчеркнуть, что с первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом-пусть пока ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие-процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Эти периоды называются сензитивными-наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно-гигиенических навыков сензитивный период приходится на раннее детство. Основные линии развития в этом возрасте обеспечивает предметная деятельность, она является ведущей. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком. В каждом из них заключена функция, назначение, способ употребления: в графин наливать воду, карандашом писать, ножницами резать бумагу, молотком забивать гвозди. В соответствии с функцией предмета нужно и действовать с ним. Ребенок должен этому научиться, то есть освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ножом режет хлеб, ложкой ест суп, иголкой шьёт. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть-ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить-чашкой, чтобы чистить зубы-зубной щеткой. А это или орудийные, или соотносящие действия. То есть формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития-становление предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен. Вот здесь создаются благоприятные условия для освоения малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно-гигиенических навыков. Тут и надо показать, для чего служат мыло, полотенце, одеяло, ложка и салфетка. Ещё рано объяснять ему правила культуры поведения. Просто надо показать, как употреблять предметы и упражнять в соответствующих предметных действиях.

По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности-игры.

Художественное слово и формирование культурно-гигиенических навыков.

Рассматривая процесс формирования культурно-гигиенических навыков и привычек, следует показать, как можно использовать художественное слово в этом не простом деле.

Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает стихотворение. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. Кроме того, художественное произведение создаёт условия для обобщения и в итоге-отрыва от конкретной ситуации. Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе-понимании правил и норм морали.

При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учёт возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший выучив его наизусть, применяет в игре или иной деятельности. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно), его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка. Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения.

Художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения, решаются и другие задачи, но соотношение их в определенной ситуации различно.

Художественное слово помогает удовлетворить растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Художественная литература уточняет, обобщает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.

Таким образом, художественное слово органично включается в процесс формирования культурно-гигиенических навыков с учётом принципов вариативности и комплексности.

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Просыпайся, глазок,
Просыпайся, другой,
Да порадуйся солнышку
Вместе со мной.
Посмотри, как оно улыбается
Всем, кто делом с утра
Занимается!
Н.Пикулева.

УТРОМ
Ой, солнышко,
Высоколнышко,
Звонко иволга поёт-
Чистит горлышко.
Ярко солнышко горит,
Спать Галинке не велит.
-Посмотри, какое утро!-
Бор Галинке говорит.
А.Прокофьев.

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!-
Вот как славно мы поём!
Е. Благинина.

ЛАДУШКИ
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!
Г. Лагздынь

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Утром светлым, утром ранним,
Утром свежим и румяным
Птицы весело поют,
Люди добрые встают.
С добрым, с добрым утром!
Деревце росу стряхнуло
И в окошко заглянуло,
Будто просит дать ответ:
-Ты проснулся или нет?
С добрым, с добрым утром!
Г.Виеру.

УМЫВАЕМСЯ
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щечка, щечка!
Где ты, щечка?
Будет чистенькая
Дочка.
Г.Лагздынь.

КТО УМЕЕТ?
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
А. Кузнецова.

ХРЮША ОБИЖАЕТСЯ
У пуделя новый,
Лиловый берет.
У козлика красный,
Атласный жилет.
У курицы бантик,
У кошки сапожки,
У двух петухов
По гармошке.
Все очень довольны,
А хрюшка сердита.
В слезах отвернулась
Она от корыта:
Ей хочется новый,
Лиловый берет,
Ей хочется красный,
Атласный жилет,
Ей хочется бантик,
Сапожки,
И две петушиных
Гармошки.
Но только о ней
Не подумал никто:
Ей дали не то,
Совершенно не то!
А то, что она
Не любила-
Ей дали мочалку
И мыло.
В. Орлов.

УМЫВАЛОЧКА
Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку - посмелей,
Будем умываться веселей!
Н. Пикулева.

ЗЕРКАЛО
Зеркало
Любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
-Надо умыться.
Зеркало охнет:
-Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?!
Зеркало
Даже
Темнеет от страха,
Если
В него
Поглядится
Неряха!
А. Кондратьев

ЧЕРЕПАХА
И кусала всех со страха:
«Кусь, кусь, кусь, кусь-
Никого я не боюсь!»
Н. Пикулева

ЗАМАРАШКА
Замарашка рук не мыл.
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи,
Сколько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу-на ладошках,
На щеках-картошку,
На носу морковь взойдёт-
Будет целый огород!
И. Демьянов.

СТРАННЫЙ ЗАГАР
-Как у нашего Андрюшки
Почернели страшно уши.
-Только уши? Только уши
Почернели у Андрюши!
От чего же почернели?
-Просто уши загорели….
-Только уши, только уши
Загорели у Андрюшки.
Г. Лагздынь.

НАУЧУ ОБУВАТЬСЯ И БРАТЦА
Я умею обуваться,
Если только я захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они-сапожки.
Этот- с левой ножки,
Этот-с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта- с правой ножки,
Эта- с левой ножки.
Вот как хорошо!
Е. Благинина.

ЭХ, ТОПНУ НОГОЙ!
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова,
причесала языком.
За столом сегодня Алла
У тарелки задремала.
Буратино к ней подсел
И компот, и кашу съел…
Ходит Митя, как кощей,
Ни супов не ест, ни щей:
Падает от слабости,
А любит только сладости….
Ем я кашу и сметану,
У меня силёнка есть.
Всё же драться я не стану,
Только ты ко мне не лезь….
Г.Ладонщиков.

Я ОДЕТЬСЯ САМ МОГУ
Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Если тёплая погода,-
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Я привык свои ботинки
Чистить щеткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень.
В. Зайцев.

ВОТ КАК ГАЛЮ ОДЕВАЛИ
Галю одевали,
Помощников звали.
Надевал бычок
Правый башмачок,
Надевал сверчок
Левый башмачок,
А собачка-шапку,
А козлёнок-шубку,
А синичка-рукавички.
А коти-коток
Сколотил возок,
Галю посадил,
Повез, покатил
На солнышко,
На ведрышко:
-Гуляй, Галя,
Голубушка!
В.Бардадым.

МЫ СВАРИЛИ ПЛОВ
На столе сегодня плов.
Плов хвалить-не надо слов.
Вкусен-что и говорить!
А легко ль его сварить?
Рис варить-плита нужна,
Рис помыть-вода нужна,
Перебрать-терпение,
Чтоб кипел-кипение,
Чтоб мешать-старание,
Чтоб не сжечь-внимание.
Надо перчить и солить.
Надо масла не забыть.
Вкусный плов!
Отличный плов!
Все за стол-
Обед готов!
С. Капутикян

ОБЕД
Папа дома. Мамы нет.
Папе кто подаст обед?
Он устал. Он хочет есть.
Эх, за стол бы папе сесть!
Куклам я варила суп
Из муки и разных круп.
Я сметанки положу,
Папе супу предложу:
-Вот лаваш и кинза-травка.
Кушай, папа, есть добавка!
С.Капутикян

ГДЕ ЖЕ КАША?
Это-ложка,
Это-чашка.
В чашке-гречневя кашка.
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало.
Н. Пикулева.

СУП
Чики-чики-чики-ща-
Вот капустка для борща!
Покрошу картошки,
Свеколки, моркошки,
Полголовки лучку
Да зубок чесноку.
Чики-чок, чики-чок-
И готов борщичок!
Н. Пикулева.

ВАРЕНЬЕ
На сладкое бурленье
Я в медный таз смотрю.
Я сам варю варенье!
Впервые сам варю!
Волнуется варенье,
И я, и медный таз.
И пенка от волненья
Вот-вот сбежит от нас!
Всё хорошо кончается,
Варенье-получается!
Клубничное, отличное,
Готово в самый раз!
Мы очень рады: лично я
И мамин медный таз.
И. Плаксина.

Воспитатель: Егорова Т.Н.
МАДОУ «Детский сад» с. Песь