Считалки нам помогают

Категория: Егорова Т.Н. Опубликовано: 01.12.2015 Просмотров: 2096

Считалки любят и знают все дети. Это незаменимые помощники в игре, в спорах при определении ведущего, в решении многих бытовых ситуаций (кому убирать игрушки, мыть посуду, гулять с собакой, идти в детский сад за сестрой, сходить в магазин за хлебом, объявлять номер в концертной программе и т.д.).

У считалок завидная судьба. По силе эстетического влияния на детей, по количеству существующих произведений они остаются вне конкуренции. Звуковая организация считалок отличается красотой, ритмичностью, напевностью.

Интерес к считалкам появляется у детей уже в 3-4 года. Они хотят и любят быть в числе тех, кого пересчитывают, особенно, когда к ним прикасаются рукой. Самостоятельно считать могут только старшие дошкольники. Запоминаются считалки путём многократного их повторения.

Чем больше ребенок будет знать считалок, тем лучше, - это развивает память.

Знание считалок обогащает детскую речь. Чтение, точнее декламация считалок, обучает артистизму. Право пересчитывать игроков при выборе водящего доверяется избранным, тем, кто отчётливо, с необходимой громкостью и в определённом темпе умеет проговаривать слова, чтобы играющие могли контролировать пересчёт. Доверие сверстников обязывает ребенка считать честно.

Знание разных считалок укрепляет авторитет ребенка в среде детей. Он начинает ощущать себя значимым и компетентным, что чрезвычайно полезно для его веры в себя.

Считалки из нашего детства

*****
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей?
Говори поскорей.
Не задерживай наших людей.
(тот, на ком остановился счёт
говорит любое число,
например: пять)
-Пять!
(счёт продолжается до
названного числа).
Раз, два, три,
Четыре, пять!

*****
По селу идёт Иван,
Потерял он свой кафтан.
А кафтан на улице,
Его склевали курицы,
Курицы-наседки,
Добрые соседки.
Дон, Дон, дон, дон,
Начинай играть свой кон!
Тики-тики
Тики-таки,
Ходят в нашей речке раки,
Ходят задом наперёд!
Ищут раки в речке брод!
Стали раки воду пить!
Выходи!
Тебе водить!

*****
Я сидел, а на рябине,
Меня кошки теребили.
А маленькие котятки
Царапали за пяточки.

*****
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить
Выходи тебе водить.

*****
Шла кукушка через сад,
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка,
Опрокинула корзинку,
И упала в ямку-бух!
Раздавила сорок мух!

******
Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
Я привёз цветные книжки-
Пусть читают ребятишки.
Я привёз карандаши-
Пусть рисуют малыши!

******
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела

*****
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна
Мальчик девочке слуга.
Эй, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
Если выберешь ты красный,
Будешь девушкой прекрасной.
Если выберешь ты синий,
Будешь девушкой красивой.
А захочешь голубой,
Будешь Бабою Ягой.

*****
Шла кукушка мимо сети
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить,
Выходи-тебе водить.

*****
Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки-
На окошке,
Две Аринки-
На перинке.
Две Феклушки-
На подушке,
А Петрушка - в колпачке
На зелёном сундучке.

*****
Пятнышки-пятнашки
На моей рубашке,
Самые разные,
Сине-бело-красные,
Жёлтые, зелёные-
Все мои знакомые.
Пестрота! Красота!
От малины-краснота,
Синева-от сливы,
Зелень от крапивы.
Это жёлтое пятно-
От яичницы оно.
А чёрненькое с краю
Откуда?
Не знаю…

*****
Винтик-Витьке,
Гайки-Гале,
Шайбы-Сашке
Мы отдали.
Светке-стрелки,
Циферблат
Со стола взял
Младший брат.
Разобрали
Весь будильник.
Мне достался…
Подзатыльник.

*****
Чёрную кошку
Не видно в ночи,
Белую кошку
В снегу поищи,
Рыжую-там,
Где кружит листопад,
Серую
Если повсюду асфальт.
Там, где развесят
Пижамы в полоску,
Не разглядеть
Полосатую кошку.
Пёструю кошку
Разыскивать глупо,
Там, где пестреет
Цветочная клумба

*****
Ромка носится за норкой,
Ромка норку манит коркой.
Ромка к норке, норка-в крик!
Перед Ромкой в норку-нырк!

*****
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич.
Сапожник, портной.
Скажите, пожалуйста,
Кто Вы такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей.

*****
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили-
Не читать и не писать
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу:
Доктор любит колбасу.

*****
Аты-баты-шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты-что купили?
Аты-баты-самовар.
Аты-баты-сколько стоит?
Аты-баты-три рубля
Аты-баты-кто выходит?
Аты-баты-ты и я.

*****
Эне, Дуне, раба.
Финтер, цинтер, жаба.
Эне, дуне, раба,
Финтер, цинтер, жаба.

Пример использования считалок

Интермедия (на сцене появляются мальчик и девочка).

Девочка: Сейчас мы покажем ребятам очень интересный номер.

Мальчик: Только этот номер буду объявлять я.

Девочка: Почему ты, а не я?

Мальчик: Потому что я, а не ты!

Девочка: Придумала. Чтобы никому не было обидно, давай посчитаемся.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна
Мальчик девочке слуга.
Эй, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
Если выберешь ты красный,
Будешь девушкой прекрасной.
Если выберешь ты синий,
Будешь девушкой красивой.
А захочешь голубой,
Будешь Бабою Ягой.(последний слог падает на Мальчика).
Мне объявлять!

Девочка: Какая это считалочка, ей сто лет. Вот я знаю считалочку!

Раз, два, три, четыре.
Мальчик жил у нас в квартире.
Пропускал уроки в школе,
Был всё время на футболе.
В дневнике его весь год
Был один и тот же счёт:
«Два, два или кол»-
Вот к чему привёл футбол. (последний слог падает на Девочку).
Мне объявлять!

Мальчик: Не торопись, я такие считалки тоже знаю. Подумаешь удивила!

Утром в школу шёл парнишка.
Он держал портфель под мышкой,
В этом маленьком портфеле
Перья есть, карандаши,
Два свистка и две свирели,
Что угодно для души.
Две с картинками коробки,
Скрепки, гвоздики и кнопки,
Рыболовные крючки,
Тараканы, червячки.
Восемь штук почтовых марок,
Два ключа, свечи огарок,
Ржавый нож и медный грош,
Лишь…тетрадей не найдёшь.
Мне объявлять!

Девочка: Ты две считалки и я две считалки. Сейчас моя очередь.

Ученик Сидоркин Гена
Занимается обменом.
Он тетрадку и пенал
На монеты обменял.
За монеты взял у Раи
Он две марки Парагвая.
Марки те сменял на фото,
Фото с кем-то и на что-то.
А потом он это «что-то»-
На обложку от блокнота.
Гену в классе каждый знает:
Гена целый день меняет
Марки, фото и монеты
На различные предметы,
Но не может обменять…
В дневнике он «два» на «пять».
Я объявляю!

Мальчик: Хорошо, объявляй! Но перед этим хочу сказать ребятам несколько слов, то есть поставить им условие: сидеть тихо и молча.

Девочка: Хорошо. Сейчас ребята повторят за мной слова «молчанки»:

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас молчать.
Пять, шесть, семь, восемь…
Говорить, ребята, бросим.
Итак, сейчас выступит…

Воспитатель: Егорова Т.Н.
МАДОУ «Детский сад» с. Песь