Подвижные игры

Категория: Егорова Т.Н. Опубликовано: 04.12.2015 Просмотров: 1871

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игры в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаза, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребенка организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Д.А.Колоцца, Г.А.Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать игры, чтобы довести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом - они играют большую роль во всестороннем развитии детей.

В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры, у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Это свойство игры высоко ценил П. Ф. Лесгафт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Вместе с тем он видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал ее сложным действием более высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребенка. Особо он подчеркивал тот факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны. Эта тесная связь физического и психологического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развития положительных чувств.

Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранять неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Четкое выполнение движений - смелость, ловкость. Находчивость усиливает чувство уверенности и помогает занять должное место в коллективе.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.

Большая роль в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств, принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил - бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах и прочее - учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.

В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. Во многих подвижных играх старших дошкольников с мячами, обручами, скакалками, камешками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. В каждом случае уговор становится правилом для всех. Нарушивший его так же исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами.

Эти традиции имеют большую воспитательную ценность: они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.

В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве: действовать в указанном направлении, самостоятельно выбирать нужное направление. Эта задача решается попутно, но иногда она может быть и основной - тогда воспитатель выбирает игру, где её можно осуществить с большей эффективностью.

Всё выше сказанное свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, активность, последовательность, сознательность.

Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима даже при выполнении небольших трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть на стол, застелить постель. Придя в школу, дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить учебники в сумку, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.

Воспитанный навык поведения в коллективе, общительность, умение подчинить свои действия правилам игры- все это отличает детей, пришедших в школу из детского сада. Они становятся организаторами, затейниками в классе, первыми помощниками учителей.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

На сегодняшний день развитие движений у детей стоит одной из главных задач в любом дошкольном учреждении - это связано с определенными условиями в нашей жизни в последнее десятилетие. Следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявляя инициативу дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Мяч в кругу

Дети сидят на полу, образуя круг. Взрослый даёт одному из участников игры мяч-Колобок (на нём нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение:

Колобок, колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе взрослого («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ: нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Слушай хлопки

Дети сидят в кругу. Взрослый объясняет правила игры: если он хлопнет в ладоши один раз-все должны принять позу «птички» - руки в стороны; услышав два хлопка-сделать руками «ушки зайчика»; на три хлопка-показать руками «носик Буратино».

Не пропусти растение

Дети сидят в кругу. Ведущий объясняет правила игры: нужно очень внимательно слушать слова, которые он будет произносить. Когда среди слов встретятся названия растений, дети должны два раза хлопнуть в ладоши.

Примерный набор слов: дорога, тигр, береза, роза, змея, крокодил, дуб, кукла, гриб, школа, ромашка, дом, гараж, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, музей, театр, ива, игра, иволга, банан.

Четыре стихии

Дети сидят в кругу. Взрослый просит игроков положить руки на колени и объясняет правила игры: если он скажет слово «ЗЕМЛЯ», все должны опусить руки вниз, если слово «ВОДА» - вытянуть руки вперед, если слово «ВОЗДУХ» - поднять руки вверх, если слово «ОГОНЬ» - вращать кистями рук.

Игра проводится два раза.

У медведя во бору…

На одном конце площадки проводится черта. Эта опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей.

Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие-дети, они находятся дома.

Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, т.е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит…

Когда играющие произносят слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

После того, как медведь поймает 2-3 детей, назначается или выбирается новый медведь, и игра повторяется.

Воробушки и автомобиль

Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейке воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж).

«Воробушки вылетают из гнездышка»,- говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек (высота их 10-15 см.), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.

Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок). Воробушки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место-гнездо). Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем.

Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки.

В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели, есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или о землю.

Лиса в курятнике

На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте( на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место-двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные-куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра продолжается.

Игра кончается, когда лиса поймает 2-3 кур. Можно ее повторить с другой лисой.

Гуси-лебеди

Из числа играющих выбираются волк и пастух. Остальные дети-гуси.На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом.Сбоку площадки очерчивается место-волчье логово. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем пастух говорит:
-Гуси, гуси!

Гуси останавливаются и хором отвечают:
-Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Пастух: Так летите же домой

Гуси: Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

Пастух: Так летите, как хотите!

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).

Пойманных гусей волк уводит к себе.

После3-4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют по лугу, щиплют травку, при этом нагибаются, вытягиваю шею, а когда летают, расправляют крылья (поднимают руки в стороны).

Мы веселые ребята

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,
Любим прыгать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три-лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки. А ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймал, все равно выбирается новый. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.

Карусель

Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом.
Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети бегут идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее. А под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того, как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того, как немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т.е. становятся в круг. Берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

Мышеловка

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа (примерно треть играющих) образуют круг-мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели.
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут- вот напасть.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся же до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловка увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра повторяется.

Караси и щука

Один ребенок выбирается щукой. Остальные дети делятся на две группы: одна из них-камешки-образует круг, другая-караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.

По сигналу воспитателя: «Щука!»- она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.

Игра повторяется 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

Удочка

Дети стоят по кругу. В центре круга-воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель подзывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса,- не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором( с небольшими промежутками)- сначала тихо, потом громко: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие( в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выбегает на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!».

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того, как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

Затейники

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте.
Дружно вместе
Сделаем…. вот так

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук.

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра повторяется снова.

Каждый затейник сам должен придумать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Космонавты

По краям площадки чертятся контуры ракет(2-4-ёх местные). Общее количество мест в ракетах должно меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.

С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах. Остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все встают снова в круг и игра продолжается. Во время полета вместо рассказа о виденном детям постоянно предлагается выполнить различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос.

Бездомный заяц

Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие-зайцы чертят себе кружки, и каждый встает в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным зайцем и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осадил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц охотником.

Эту игру можно проводить и со всей группой. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком круге становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам.

Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, с тем, чтобы все дети побывали в роли зайца.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечаются линиями два дома. Расстояние между домами-20-30 шагов (12-15 м.) Играющие располагаются на одной стороне площадке. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами. Лицом к детям, - это Мороз-красный нос и Мороз-синий нос. По сигналу воспитателя: «Начинайте!»- оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я-Мороз красный нос,
Я-Мороз-синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз.
И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там. Где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего количества замороженных выбираются (при помощи считалки) новые морозы, и игра возобновляется. В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее количество играющих.

Пустое место

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошечки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошечко, против которого становится, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий спрашивает: «Зачем пришел?». Водящий отвечает: «Бежим наперегонки», - и оба бегут наперегонки вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым. Остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

Море волнуется

Из числа играющих выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок.

Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому он скажет: «Море волнуется», - встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так, цепочкой, он ещё немного ходят или бегают. Неожиданно ведущей говорит: «Море спокойно»,- все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто остается без кружка. Становится водящим, и игра повторяется. Воспитатель следит за тем, чтобы цепочка двигалась змейкой, не пропуская ни одного кружка.

День и ночь

Участники игры делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится ещё одна черта. На расстоянии одного шага от нее и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.

Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он скажет «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.

Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может называть одну и ту же команду два раза подряд, но чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое количество раз. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.

Волк во рву

Посередине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 80-100 см. одна от другой - это ров. По краям площадки на расстоянии 1-2 шагов от её границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз. Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя: «Волк во рву!»- козы бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву!»,- козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.

После 3-4 перебежек( согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом, и выбирается другой волк) но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.

Не попадись!

Чертится круг или кладется шнур в форме круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга в любом месте. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие возвращаются за линию. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону.

Через 30-40 сек. Воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.

Охотник и зайцы

Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. Они сидят в кустах-за рейками, шнуром, укрепленными на высоте, доступной детям для перешагивания (перепрыгивания), или гимнастической скамейкой, поставленной на ребро.

На расстоянии 3-4 м. от кустов чертится круг- дом охотника. Он получает 2-3 мяча диаметром 50-60 мм. (зимой вместо мячей можно использовать снежки). Игра начинается с того. Что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают по площадке перед домом охотника. По сигналу: «Охотник!»- зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает мячами (снежками) в одного, другого, третьего…Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника. После повторения игры 2-3 раза подсчитываются пойманные зайцы, выбирается другой охотник, и игра продолжается.

Бросать мячи или снежки можно только в ноги бегущим. Нарушивший это правило исключается из игры.

Паук и мухи

С помощью считалки выбирается водящий-паук, остальные дети-мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т.е. остановится в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться. Паук обходит играющих, и у кого заметит хоть малейшее движение, того забирает к себе.

Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключении воспитатель отмечает тех детей, которые отличились большой выдержкой.

Совушка

Из числа играющих выбирается совушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети-птицы, жуки, бабочки. Сова влезает на дерево (на 3-4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а остальные дети летают, помахивая крыльями. Воспитатель говорит: «Ночь!». Птицы и насекомые замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому.

Воспитатель говорит: «День», и совушка вновь влезает на дерево. После повторения выбирается другая совушка, и игра продолжается.

Краски

Играющие сидят на стульчиках или на скамейке (можно и на бревне или поваленном дереве) Выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону. Дети называют продавцу, какой краской они будут. Приходит покупатель и говорит: «Стук, стук, стук!» «Кто там?» - спрашивает продавец. «Вова (Валя)» Ю, - покупатель называет свое имя. «Зачем пришел?»- «За краской,»- «За какой?»- «За красной ( синей, жёлтой….)».

Покупатель называет любо цвет. Если такая краска есть он говорит, сколько она стоит (в пределах десяти), и покупатель столько раз ударяет его по ладони. С последним числом «Краска» убегает, а покупатель пытается её догнать. Поймав краску, он отводит её в условленное место. Игра продолжается. Если указанной краски нет, продавец говорит: «Скачи по красной (зелёной и т.д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места и возвращается. Игра продолжается до тех пор, пока все краски будут куплены.

Ловишка, бери ленту

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают ленту, которую закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя: «Беги!»- дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из их ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!»- дети становятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Ястреб, курица и цыплята

Ведущий с помощью считалки определяет «ястреба» и «курицу», остальные игроки «цыплята»

По команде ведущего «цыплята» в сопровождении «курицы» бегают по площадке и «клюют корм». На условный сигнал вылетает «ястреб» и пытается поймать цыплят, которые под защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты (площадки). Пойманный уводится ястребом к себе в другой угол комнаты (площадки) и выбывает из игры.

Морской хищник

Дети располагаются по всему залу, они изображают стаю рыб, один из детей хищник. По сигналу воспитателя «Шторм!» дети бегут к стене, на которую указывает воспитатель, по сигналу «Корабль!» все бегут в противоположную сторону, по сигналу «Хищник!» дети ложатся на живот, берутся за руки, слегка приподнимают туловище и голову, смотрят вперед, соприкасаются ногами. Хищник двигается по залу, руки в стороны, так как большая рыба плывет над всей стаей. Не касаясь игроков.

Дети в безопасности, пока они соприкасаются друг с другом. Если хищник видит, что кто-то из детей нарушил положение или разъединил руки и ноги, он его осаливает, и ребенок (один или несколько) выбывает из игры. Победителями остаются два-три ребенка, которых хищник не осалил.

Воспитатель: Егорова Т.Н.
МАДОУ «Детский сад» с. Песь

Перечень информативных источников.

  • Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Составитель Е.Г. Батурина.
  • Детские народные подвижные игры. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Составители А.В. Кенеман, Т.И. Осокина.