Движение-это жизнь!

Категория: Егорова Т.Н. Опубликовано: 04.12.2015 Просмотров: 641

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. В начале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формирование этой крайне важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от потребностей жизни и воспитания, от того насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше растущего и развивающего организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, прострапнственных и временных представлений. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества-выносливости, мало содействуют образованию координаций, связанных со сложными движениями рук. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает больше возможностей для проявления детьми активности, инициативы и творчества.

Когда ребенок заболевает это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой. Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний носят психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией на наши психоэмоциональные проблемы, то у детей часто болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

Другая особенность организма ребенка - постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т.е. к органам находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Органическое движение негативно сказывается на больном органе, но и на нервной, эндокринной медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающих нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно- сосудистая и дыхательная системы. А, значит, ослабляется организм в целом ведет к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целом области медицины-лечебно-профилактической физкультуре. Многие выдающиеся люди (например, В Дикуль) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность помогла справиться с недугом. Они смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например, дыхание через нос. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «»полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому мы взяли адаптированные, измененные в виде игр упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний (Галанов А.С. «Игры, которые лечат» (для детей от 3 до 5 лет). Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных мер, дети не только лечатся, но и развиваются всесторонне (физически, умственно), формируются у ребят необходимые навыки, координация движений, ловкость, меткость. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

У детей раннего и дошкольного возраста наиболее распространены острые респираторные заболевания (ОРЗ). Именно ОРЗ влекут за собой негативные последствия для их здоровья. Из-за большой распространенности острых и хронических респираторных заболеваний (т.е. поражающих органы дыхания) у детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении, сохраняется необходимость постоянного поиска оздоровляющих мероприятий - новых методов и способов, новых методик. Задача снижения заболеваемости в настоящее время решается проведением специфической и неспецифической защиты детей от гриппа и ОРЗ с помощью различных физических методов и медицинских препаратов, лекарственных трав и ароматических масел, повышающих общую устойчивость организма к инфекциям. Одним из действенных путей решения проблемы по оздоровлению детей является индивидуально-дифференцированный подход с учетом различия восприимчивости к инфекциям, реактивности и иммунологических возможностей растущего организма. Закаливание детей с использованием воздуха и воды, активно и систиматически проводимое в доу, входят в привычку, которые родители выполняют и в домашних условиях. Ароматерапия используется в профилактической, лечебной и восстановительной медицине. Ароматические запахи занимают промежуточное место между медикаментозными и немедикаментозными способами воздействия на человеческий организм.

Медицинским работникам, педагогам, родителям необходимо учить детей беречь свое здоровье, укреплять его, закаливать и оберегать от токсического действия никотина, наркотиков, алкоголя, разрушительного влияния шумовых эффектов, технических перегрузок, в частности компьютера и телевизора. Необходимо следить ритмичностью полноценног сна и активного отдыха. Совместная работа родителей, подрастающего поколения, медицинских и педагогических работников способна значительно улучшить состояние здоровья детей, предупредить развитие различных заболеваний.

Воспитатель: Егорова Т.Н.
МАДОУ «Детский сад» с. Песь