Методические рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста

Категория: Егорова Т.Н. Опубликовано: 16.01.2014 Просмотров: 2288

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно эта проблема остро стоит в образовательной области, где всякая практическая работа направленная на укрепление здоровья путём совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней "цивилизации", чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того следует помнить, что дошкольный возраст-наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической     культуре и спорту, воспитываются личностные, морально- волевые и поведенческие качества.

Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Заболеваемость, несмотря на предпринимаемые меры по оздоровлению растет: у вновь прибывших детей диагностируются выраженные формы психических расстройств, преобладают неврозы, нарушения сна. Оценка физического здоровья показывает, что большинство детей развивается дисгармонично, существенно возросло количество детей, у которых возрастно-половые показатели основных двигательных качеств ниже среднего. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без рационально организованной двигательной активности.

В настоящее время идёт постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Сравнительный анализ по заболеваемости в дошкольных учреждениях показал неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья воспитанников за последние несколько лет. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. Только все болеют по-разному: одни дети просто переносят хоть какой недуг, и стремительно поправляются, другие, напротив, еще не успев совсем окрепнуть после одного заболевания, уже подхватывают другой вирус. При этом даже лёгкую простуду они переносят очень тяжело и нередко получают отягощения. Врачи разъясняют такую несправедливость ослабленным иммунитетом. В связи с этим принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровительная работа должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Ребенок, посещающий детский сад, проводит в нём большую часть времени (80%), поэтому именно в ДОУ необходимо сосредоточить все усилия на том, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.

На протяжении нескольких лет по итогам мониторинга заболеваемости в дошкольном учреждении наша группа показывала низкие результаты: дети плохо посещали ДОУ, из-за перенесённых простудных и вирусных заболеваний освобождались от физической нагрузки на одну, две недели, что становилось причиной низких результатов при оценке показателей физической подготовленности. Поэтому для меня было актуальным подобрать физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на повышение двигательной активности детей и снижения заболеваемости. Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую и специальную литературу по проблеме;
  2. Создать команду педагогов и специалистов;
  3. Подобрать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, а также картотеку подвижных игр, оздоровительных упражнений, комплексов гимнастик, закаливающих мероприятий, различных видов массажа;
  4. Пополнить развивающую среду группы оборудованием и пособиями, способствующими развитию двигательной активности детей и укреплению здоровья каждого воспитанника;
  5. Выстроить взаимодействие со специалистами и родителями;
  6. Соблюдать режим дня.

Теоретическую основу моего опыта составили методические рекомендации Ю.Ф.Змановского, В.Т. Кудрявцева, В.Г.Алямовской, Н.Н.Ефименко, М.А.Руновой, практический опыт здоровьесберегающекй деятельности в ДОУ автор-составитель А.К.Сундукова, Г.Н.Калайтанова, Е.В.Майгурова "Растём здоровыми", "Здоровый малыш"- программа оздоровления детей в ДОУ под редакцией З.И.Бересневой. Откуда смогла подчеркнуть знания о системе физкультурно-оздоровительных мероприятий, развитии двигательной активности у детей, а также перечисленные выше методики позволили решить некоторые проблемы в составлении комплексов гимнастик пробуждения, оздоровления, утренней гимнастики, пальчиковых, подвижных игр, закаливающих процедур, различных видов массажа и т.д.

Исходя из выше сказанного, мною были подобраны физкультурно - оздоровительные мероприятия, целью которых являлось развитие двигательной активности и снижение заболеваемости детей в группе, а также приобщение к организации самостоятельной двигательной деятельности.

Двигательная активность воспитанников детского сада должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому модель физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Итак, формы организации двигательной активности в детском саду общеизвестны:

  • Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года)
  • Гимнастика после сна (ежедневно в течение года)
  • Дыхательная гимнастика
  • Точечный массаж
  • Воздушные ванны
  • Физкультурные занятия
  • Пальчиковая гимнастика
  • Закаливание солнцем, водой (в летний период)
  • Профилактика плоскостопия (ежедневно)
  • Профилактика осанки детей (ежедневно)
  • Физкультминутки (ежедневно)
  • Подвижные игры (ежедневно)
  • Прогулки
  • Работа с родителями (консультирование, рекомендации, беседы, праздники, развлечения, походы).

Одним из условий при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий является то, что ребенок принимает добровольное участие, т.е. имеет право отказаться от того или иного упражнения, либо может просто выступать в роли наблюдателя или выполнять упражнение частично. При организации двигательной активности применяла игровые методы и приёмы, а именно: во время проведения гимнастики пробуждения начинала с упражнения игрового характера, включала элементы звуковой, дыхательной гимнастик, растирание махровой рукавицей, выполнение массажа маленькими массажными мячиками, элементы закаливающих процедур: переход из "тёплой" комнаты в "холодную", хождение по мокрым полотенцам. Для этого использовала нетрадиционное оборудование, изготовленное руками родителей и педагогов.

Гимнастику пробуждения, направленную на постепенный переход ото сна к бодрствованию, начинаю проводить с проснувшимися детьми под звуки плавной музыки, которая постепенно нарастает, а остальные дети присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика включает в себя такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание ног и рук, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило-исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления. Длительность гимнастики в постели около 3-4 минут. Затем дети входят в "холодную" комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленный на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей-положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Далее дети переходят в "тёплую" комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки.. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, а также упражнения такие, как "Кошечка". "Змея", "Рыбка" и др. Они выполняются в течение 2-3 минут.

Затем дети опять переходят в "холодную" комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно у детей вызывает трудности, поэтому ограничиваю выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно. Затем провожу индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с часто болеющими детьми, организую для них самостоятельную деятельность по оздоровлению: даю задание собирать каштаны то правой, то левой ногой, захватывать карандаш, поднимать и передавать платочек друг другу. В это время остальные дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой). Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна составляет не менее 12-15 минут.

На сегодняшний день развитие двигательной активности у детей стоит одной из главных задач в любом дошкольном учреждении - это связано с определенными условиями в нашей жизни в последнее десятилетие, поэтому особую роль в оздоровлении детей я отвела и подвижным играм, которые способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры включала в комплексы гимнастики после сна (малой подвижности), в свободной деятельности, конечно, же, на прогулке. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Здесь важно не забывать, что максимальный эффект может быть достигнут только на фоне высокой мотивации, которая достигается посредством игрового метода, что позволяет создавать положительный эмоциональный фон, вызывает повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. "Играя-оздоравливать, играя-воспитывать, играя-развивать, играя-обучать!" (Н.Н.Ефименко).

Придавая особую значимость двигательной активности в укреплении здоровья воспитанников, детей приобщаю к самостоятельной деятельности, ими освоены и успешно проводятся некоторые комплексы гимнастик пробуждения, различные виды массажа, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Подбор содержания комплексов упражнений, оздоровительных гимнастик, оздоровительных упражнений, подвижных игр, физкультминуток, считалок исходил из содержания проектной деятельности, которая в данный момент проходила на группе, а также из интересов и потребностей детей.

Вся физкультурно-оздоровительная работа в группе не носила бы комплексный характер, если бы не было бы взаимодействия со специалистами дошкольного учреждения и родителями. Специалисты помогли в подборе тематических физкультминуток, считалок, подвижных, пальчиковых, хороводных игр, закаливающих процедур, видов массажа, подборе и оформлении консультаций для родителей. Были изучены потребности и интересы родителей через анкетирование: тест-опрос ("Работа с родителями в ДОУ" О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер), составлены планы оздоровительных мероприятий, проведены консультации, индивидуальные беседы, оформлены папки-передвижки, даны рекомендации по профилактике нарушений плоскостопия, осанки, проведен круглый стол "Здоровый ребенок", наглядная агитация "Наши родители советуют".

Результатами проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста можно считать, прежде всего, те изменения, которые произошли с детьми за последний период:

  • снизилась заболеваемости детей в группе (2010г.-9,1 д./д., 2011-8,8 д./д., 2012-3 д./д);
  • повысился показатель двигательной активности воспитанников (каждый ребенок достиг собственного прогресса в зависимости от его начального уровня развития);
  • дети научились организовывать самостоятельную двигательную активность, 

а также

  • составлена картотека комплексов гимнастик и упражнений;
  • картотека считалок, подвижных игр, физкультминуток;
  • оформлена подборка закаливающих мероприятий;
  • созданы условия для развития двигательной активности (изготовлено нетрадиционное оборудование: дорожки по профилактике плоскостопия "Наши ножки", ребристые доски, массажёры, пластиковые бутылочки, сшиты махровые рукавички из полотенец для растирания тела).

В заключении хочется сказать, быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя "душе" лениться. Такого человека мы и должны "создать" и воспитать, начиная с самого раннего возраста и для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.

Методические рекомендации "Физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми дошкольного возраста" утверждены на уровне ДОУ, и могут быть полезны в работе воспитателям, инструкторам по физической культуре.