Приложения к статье "Методические рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста"

Категория: Егорова Т.Н. Опубликовано: 16.01.2014 Просмотров: 1664
  1. Приложение №1 Комплекс оздоровительных мероприятий. Тема «МОРЕ»
  2. Приложение №2 Растирание махровой рукавицей
  3. Приложение №3 Родителям
  4. Приложение №4 Оздоровительные упражнения
  5. Приложение №5 Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности
  6. Приложение №6 Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по Г.Н.Сердюковской)
  7. Приложение №7 Физкультминутки по зрению.
  8. Приложение №8 Игры
  9. Приложение №9 Уважаемые родители!

Приложение №1

Комплекс оздоровительных мероприятий.
Тема «Море»

Комплекс утренней гимнастики с обручем

  1. «Посмотри на солнце»
    И.П.: ноги слегка расставить обруч к плечам.1-обруч вверх посмотреть, 2-и. п., сказать «вниз». Повторить 6-7 раз.
  2. «Повороты»
    И.П.: сидя в обруче, ноги скрестно, обруч у пояса. 1-2-поворот вправо, повернуть и обруч.3-4-и.п. То же влево. Смотреть в сторону поворота. Повторить по 4-5 раз.
  3. «Не задень»
    И.П.: то же, ноги согнуть, обруч перед ногами, руки упор с боков. 1-2-ноги прямые врозь; 3-4-и.п. Повторить 5 раз.
  4. «Не урони»
    И.П.: ноги врозь обруч на шее, руки на пояс.1-2-приподнять голову, наклон вперёд-выдох.3-4-и.п. Повторить 6 раз.
  5. «Обруч вперёд»
    И.П.: о. с обруч вниз, хват с боков.1-2-присесть, коснуться пола, 3-4-и.п. Пятки поднимать, колени разводить, спину держать прямо. Повторить 6 раз.
  6. «Подпрыгивание»
    И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину, обруч на полу. Подскоки (два круга вокруг обруча). Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.
  7. «Обруч вперёд»
    И.П.: о. с обруч опущен. Медленно поднять вперёд и медленно опустить вниз, сказать «вниз» Повторить 5-6 раз.
    Подвижные игры: «Море волнуется», «Шторм-штиль»

2 комплекс без предметов

  1. «Пальцы врозь»
    И.П.: ноги слегка расставить, руки к плечам, кисти в кулак.1-руки вверх, посмотреть, потянуться,2-и.п. Повторить 6 раз.
  2. «Качалка»
    И.П.: сидя, ноги врозь, руки на пояс.1-2-наклон вперёд, 3-4-выпрямиться, наклон назад. После 2-3 движений-отдых расслабление, пауза. Повторить4-5 раз.
  3. «Носок вниз»
    И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину.1-поднять правую ногу, носок вниз, 2-и.п. То же, левую. Повторить по 5 раз.
  4. «Посмотри на пятки»
    И.П.: стоя на коленях, ноги вместе, руки на пояс.1-2-поворот вправо, посмотреть, 3-4-и.п. То же, влево. Повторить 4 раза.
  5. «Покажи пятки»
    И.П.: сидя, руки упор сзади. 1-натянуть носки ног на себя, пятки вперёд, 2-и.п. Движения выполнять только стопой. Дыхание произвольное. Повторить 6 раз.
  6. «Прыжки»
    И.П.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Подпрыгивание с поворотом вокруг себя и ходьба на месте. Прыгать легко и высоко. Повторить 4 раза.
  7. «Отдохнём»
    И.П.: ноги расставлены широко.1-2-руки через стороны вверх (вдох через нос)3-4- резкое опускание рук с небольшим приседанием (выдох ртом) Повторить 3-4 раза.
    Подвижные игры: «Ловишка с ленточками», «Морской хищник»

Комплекс гимнастики пробуждения

I. Потягивание.

  1. «Загораем»
    И.П.: лежа на спине, одна нога упор. Менять положение ног. После 3-4 движений выпрямить ноги, отдых. Движение произвольное. Повторить 5-6 раз.
  2. «Наклонись и выпрямись»
    И.П.: сидя, ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, смотреть вперед, вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
  3. «Одна ладошка, другая»
    И.П.: сидя ноги скрестно, руки назад. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх, вернуть в и.п. То же, другой рукой. То же, последовательное выполнение. Повторить по 5-6 раз.
  4. «Кошечка»
    И.П.: стоя в упоре на коленях. Низко опустить голову, смотреть на ноги-кошка сердится, поднять голову-успокоилась. После 2-3 выполнений сесть на пятки-отдых. Повторить 4-5 раз.

II. Самомассаж головы

  1. «Помоем голову»
    И.П.-сидя на корточках. Педагог даёт указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте….Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь на ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь всё чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапайте кожу головы. Какие вы красивые!»

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Игра малой подвижности «Солнечные ванны для гусеницы».
До начала игры дети выполняют перекаты вправо-влево самостоятельно-маленькие гусеницы.

ПРАВИЛА ИГРЫ:
Дети ложатся в один ряд на спину так, чтобы кисти рук каждого последующего ребенка держали голеностопы предыдущего. У первого ребенка руки подняты вверх. По первому сигналу взрослого дети одновременно перекатываются в правую сторону на живот, по второму сигналу дети перекатываются на спину и живот, по третьему сигналу-нА спину-живот-спину. Всё то же повторяется в левую сторону. Дети создают гигантскую гусеницу, загорающую на солнце.

2 комплекс.

I. Потягивание

  1. «Отдохни»
    И.П.: лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты.1-2-положить ноги вместе справа, голову и плечи не поднимать. 3-4-и.п. То же, влево. Ноги всё время в согнутом положении. Повторить 5-6 раз.
  2. «Бревнышко»
    И.П.: то же, руки под головой. 1-2-локти вперед и поворот на бок, 3-4-и.п. Повторить по 5-6 раз.
  3. «На пляже»
    И.П.: лежа на животе, руки под подбородком 1-6-согнуть ноги, поиграть ими, 7-8-и.п. Повторить 5-6 раз.
  4. «Перекаты»
    И.П.: стоя на коленях 1-2- сесть на кровать справа (слева), не помогая руками, 3-4- и.п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 6 раз.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Ходьба по массажному коврику, чередующаяся с ходьбой по мокрым полотенцам. Затем выполнение упражнений.

  1. И.П.-сидя на полу с опорой на предплечье - "Ловись, рыбка" 1-согнуть стопу, поднять ногу. 2-и.п. стопа расслаблена. 3-4-тоже другой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой, ногу поднимать медленно, чтобы рыбка не сорвалась с крючка.
  2. И.П.-сидя на полу с опорой на предплечье - "Ловись, рыбка" 1-согнуть стопу, поднять ногу. 2-и.п. стопа расслаблена. 3-4-тоже другой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой, ногу поднимать медленно, чтобы рыбка не сорвалась с крючка.
  3. И.П.-лежа" Я на солнышке лежу" 15-20 сек. Расслабиться.
    ИГРА на месте. Дети сидят по кругу, у одного ребенка шарф в пальцах. Передавать шарф по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Повторить 2-3 раза.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Руки вытянем вперед(вытягиваем руки)
Это лодочка плывёт(покачивания с пятки на носок)
Сядем в лодочку, друзья
Поплывём и ты, и я.
В колыбельке рыбка
Колыбелька зыбка(Поднять плечи и руки вверх)
На волне качается
В сети попадается(Покачиваемся на носках вперед-назад)

Комплекс зрительной гимнастики (1 неделя)

  1. И.П.: сидя на полу ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади, повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине. Повторить 3 раза.
  2. И.П.: сидя
    • «Спрячь глазки» (зажмуриться)
    • «У кого глазки большие» (широко открыть)
  3. И.П.: сидя в удобной позе. Следить глазами за игрушкой или предметом, не поворачивая головы.
    • нарисовать глазами геометрические фигуры
    • взглядом рисовать цифры, буквы.

Комплекс оздоровительной гимнастики (2 неделя)

Ходьба на пятках, на носках.

  1. «Море, обними меня»
    И.П.: о.с. полный вдох носом с разведением рук в стороны, 2-задержать дыхание на 3-5 сек., 3-растягивать губы в улыбке, произносить звук «С-С-С-С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вперед, затем скрестно перед грудью, как бы обнимая плечи, одна рука идёт под мышку, другая на плечо (3-4 раза).
  2. «Пароход»
    Пароход вперёд идёт,
    За собою нас ведет.
    1-взмах руками вперед-вдох, 2-взмах руками назад-выдох (10-12 раз).
  3. «Петух»
    Крыльями взмахнул петух,
    Всех нас раздавил вокруг.
    И.П.: встать прямо, ноги врозь, руки опустить.1-поднять руки в стороны (вдох) 2-хлопнуть руками по бедрам: «ку-ка-ре-ку!» (выдох) Повторить 5-6 раз.

ИГРЫ

"КАРАКАТИЦА"

Цель: быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.
Инвентарь: деревянные или пластмассовые гимнастические палки.
Содержание игры. Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу воспитателя "Марш!" ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету своему другу по команде, ребенок встаёт за последним участником команды.
Правила. Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.

"МЕДУЗА"

Цель: Подбросить и поймать платок.
Инвентарь. Платки для каждого участника.
Содержание игры. Дети сидят полукругом на стульчиках, пальцами стоп удерживая платочек. Каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, ловит другой (танец медуз) Используются легкие газовые платочки.
Правила. Выигрывает ребенок, наибольшее время удерживающий платок без падения. Победитель может определяться по наибольшему количеству раз подбрасываний и ловли платка.

"МОРСКОЙ ХИЩНИК"

Цель. Удержать туловище и не разомкнуть руки.
Содержание игры. Дети располагаются по всему залу, они изображают стаю рыб, один из детей хищник. По сигналу воспитателя: "Шторм!" дети бегут к стене, на которую указывает воспитатель, по сигналу: "Корабль!" все бегут в противоположную сторону, по сигналу: "Хищник!" дети ложатся на живот, берутся за руки, слегка приподнимают туловище и голову, смотрят вперед, соприкасаются ногами. Хищник двигается по залу, руки в стороны, так как большая рыба плывёт над стаей, не касаясь игроков.
Правила. Дети в безопасности, пока они соприкасаются друг с другом. Если хищник видит, что кто-то из детей нарушил положение или разъединил руки иного, он его осаливает, и ребенок (один или несколько) выбывают из игры. Победителями остаются два-три ребенка, которых хищник не осалил.

"СМЕШНЫЕ ЧЕРЕПАШКИ"

Цель. Быстро пробежать на четвереньках.
Инвентарь. Мягкая игрушка или сдутый массажный мяч.
Содержание игры. Участники делятся на две команды, каждая из которых выстраивается в колонну, стоя на четвереньках (колено-кистевая стойка). Капитанам команд, находящимся перед стартовой линией на спину укладывают панцирь, состоящий из большой мягкой игрушки (или сдутого массажного мяча). По сигналу воспитателя они быстро движутся до поворота и также возвращаются обратно, передав эстафету (переложив панцирь на спину следующему участнику), и встают в конец колонны. Если панцирь при прохождении дистанции падает, команде засчитывается штрафное очко.
Правила. Выигрывает команда, первой завершившая все этапы с наименьшим количеством штрафных очков. Индивидуальный вариант игры: каждый участник проходит дистанцию, так же, кА и в командной игре. Если позволяют условия, игру можно проводить одновременно со всеми участниками, стоящими в шеренгу. Победителем становится игрок, показавший наименьшее время прохождения дистанции без потери панциря и раньше всех пересекший финишную линию.

"РАКУШКИ"

Цель. Передать жемчужину и сгруппироваться.
Инвентарь. Мяч (любой). Содержание игры, Участники разделены на две команды. Каждая команда образует круг из участников, лежащих на полу, на спине, руки подняты вверх и обращены к центру круга. В руках капитана жемчужина (мячик). По сигналу "Опасность" капитан поворачивается на левый бок, передает мячик следующему участнику игры, и ракушка закрывается (ребенок выполняет группировку лежа на боку). Остальные участники продолжают передавать мяч и также выполняют группировку.
Правила. Игра заканчивается, когда последний участник группируется и перекатывает мяч в центр круга своей команды. Побеждает команда, первой завершившая передачу мяча по кругу.

"РЫБАКИ И РЫБКИ"

Цель. Развитие координации, чувства ритма, общефизиологическое воздействие на организм.
Инвентарь. Скакалка.
Содержание игры. Играющие стоят. Очерчивается "пруд"- площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: "рыбки" плавают. Двое "рыбаков" растягивают скакалку - "сети", пытаются окружить и поймать "рыбок". "Рыбки" увертываются. Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры ("рыбка" поймана). Когда будут пойманы все "рыбки", игра повторяется с новыми "рыбаками" (двоими, кого поймали последними). В вначале игры "рыбаков" выбирают с помощью считалки.

"БЫСТРЫЕ ЛАНГУСТЫ"

Дети делятся на две команды и встают на четвереньки напротив друг друга на стартовых линиях ногами вперед. Расстояние 7-8м. По сигналу капитан одной из команд начинает быстро ползти спиной вперед до касания с игроком другой команды, который продолжает движение в обратном направлении. Выигрывает команда, игрок которой первым пересечет линию старта/финиша. Во время движения смотреть вперёд, не оборачиваться.

"ГОЛОДНАЯ АКУЛА"

Дети лежат на спине, руки вдоль туловища-они рыбки, взрослый акула. По сигналу рыбки быстро работают хвостами, движение стопами вправо-влево, чтобы не попасть в пасть акулы. Как только хвост у одной из рыбок перестаёт работать, взрослый осаливает эту рыбку и меняется с ней местами. Игра продолжается 1-2 мин., пока большая часть детей не побывает акулой. Отмечаются самые быстрые рыбки.

Приложение №2

Растирание махровой рукавицей

Если у вас нет времени на массаж, вы можете заменить его растиранием тела. Для растирания используется махровая рукавица, которую легко сшить самим из полотенца. Растирание - очень непродолжительная процедура, она занимает несколько минут, Начинают его с шеи - от волосяного покрова до спины, груди, плечевых суставов. Движения могут быть прямолинейными, зигзагообразными и кругообразными. Грудь растирают от грудины вверх - к шее и в стороны до подмышечных впадин. Участок, который расположен под большими грудными мышцами растирается от середины в стороны.

Растирание проводится на верхней трети большой грудной мышцы, то есть выше молочной железы. Растирание этой части грудной клетки способствует укреплению и повышению тонуса большой и малой грудных мышц. Растирание на груди можно делать и лежа на спине. Если руки не устали, можете растирать область живота, если же устали, то разотрите сначала руки (тем самым, восстановив в них силы) - вначале от локтевого сустава вверх до шеи и затем кисть и предплечье.

На ногах растирание начните с бедра по внутреннему (легкими движениями), переднему, боковому и заднему участкам. Потом перейдите на второе бедро. После этого растираются по очереди обе голени и стопы, в конце - коленный сустав. На суставах можно давление усилить, а растирание проводить во всех направлениях. Усиливается давление и в других местах, где на коже имеются шероховатости.

Далее растирания делают в области таза (на ягодичных мышцах), поясницы, спины и заканчивают растиранием живота.

Растирание воздействует главным образом на кожу.

Но кроме воздействия на кожу растирание воздействует и через кожу: усиливается кровообращение, за счет слущивания отживших клеток улучшается работа потовых и сальных желез, питание кожи, ее дыхательная функция, что достаточно важно для жизнедеятельности всего организма.

Приложение №3

Родителям

Махровая рукавица позволит вам делать дополнительный массаж малышу во время вечерних ванн. Полезно также приобрести резиновый массажный мячик, которым можно делать те же самые упражнения, что и рукавицей.

Вот как мы делали массаж (ниже обобщенные советы из разных источников, рекомендаций педиатра и массажиста).

  1. Разотрите ладошки и ступни малыша;
  2. Проведите круговыми движениями по внешней стороне ручек - от кисти до плеча и ножек - от ступни до бедра (ни в коем случае не затрагивайте внутреннюю сторону бедер и рук);
  3. Плечи и область поясницы помассируйте круговыми движениями, не затрагивая позвоночник;
  4. Сделайте несколько движений с каждой стороны, вдоль позвоночника начиная от поясницы и захватив плечо ("буквой Г");

Приложение №4

Оздоровительные упражнения

"ПТИЧКА"

Ребенок в положении сидя ноги скрестно сгибает руки в локтях, касаясь пальцами плеч (крылышки). Взрослый помогает ребенку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребенок выполняет прыжки на месте.

"ПОДСВЕЧНИК"

Ребенок стоит на коленях, руки в стороны. Затем сгибает руки в локтях; при этом предплечья направлены вертикально вверх, а локти отведены как можно больше назад. Вращение туловища поочередно вправо и влево.

"ДИРИЖЁР"

Дирижирующие движения руками в ритме 2/4: на "раз" всегда показывайте вниз (сильная доля), на "два" - всегда вверх (слабая доля). Выполняйте упражнение стоя, на коленях, сидя, лежа на спине (поочередно одной и другой рукой).

"ПОСМОТРИ НА НОСКИ"

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Затем поднимает носки и, одновременно приподнимая голову, смотрит на них. Взрослый контролирует положение позвоночника: ребенок должен всей спиной прижиматься к подстилке. Спустя 1-2 сек. Ребенок медленно опускает голову на пол и затем постепенно опускает носки. Повторить 6 раз.

"ЧАСЫ"

В положении сидя ноги скрестно, руки на коленях ребенок покачивает головой вперед назад, вправо-влево (бим-бом, тик-так, тики-так). Взрослый следит за тем, чтобы спина оставалась прямой.

"КТО СУМЕЕТ"

Лежа на спине, ребенок пытается сесть без помощи рук. Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. Затем в положении сидя ребенок низко наклоняется вперед, опуская лицо на колени и руками, дотягиваясь до носков.

"НОГИ ЗА ГОЛОВУ"

Из положения сидя ноги врозь ребенок переходит в положение лежа, затем поднимает ноги вверх и стремиться коснуться носками пола за головой. Махом ног ребенок возвращается в исходное положение, спина прямая. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не перевернулся назад: выполнение кувырка назад в дошкольном возрасте недопустимо. Упражнение повторить 4 раза.

"НОЖНИЦЫ"

Лежа на спине, ребенок поднимает ноги почти на 20 см. над полом и выполняет напряженно выпрямленными ногами крестные махи: ноги в стороны, затем вверх и вниз. Взрослый придерживает ребенка за плечи и прижимает к полу. Упражнение повторить 6 раз и затем после короткого отдыха (лежа на спине) - ещё 6 раз.

"ОКОШКО"

Ребенок в положении сидя соединяет руки, образуя "окошко", через которое поочередно просовывает то одну, то другую ногу. "Окошко" не должно разорваться. Упражнение повторить до четырёх раз.

"СЯДЬ НА ПЯТКИ"

Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый следит за тем, чтобы осанка была правильной.

"НА НОСКИ-НА ПЯТКИ"

Ребенок чередует стойку на носках вытянувшись со стойкой на пятках

"ПЛАВАНИЕ НА СПИНЕ"

Лежа на спине, ребенок поднимет руки вверх (вдох) и затем движение рук по полу через стороны вниз опускает их вдоль туловища (выдох). Упражнение сочетать с интенсивным дыханием.

"ВЫТЯНУТЬСЯ-СВЕРНУТЬСЯ"

В положении сидя ноги скрестно ребенок поднимает руки и максимально вытягивается вверх (взрослый корректирует выпрямленное положение ребенка, позволяя ему опираться о голень спиной). Затем наклоняется вперёд, опускает голову между коленей и обхватывает ноги под коленями.

"КОШЕЧКА"

Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибается; потом наклоняет голову вперед и выгибает спину. Взрослый следит за тем, чтобы руки были постоянно напряжены. Упражнение способствует подвижности позвоночника.

"СОБИРАНИЕ ПРЕДМЕТОВ"

Учите ребенка захватывать пальцами ног камешки, палочку, шар и подбрасывать их (сначала одной ногой, затем другой ногой). Упражнение укрепляет свод стопы.

"БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ"

Ребенок чередует ходьбу на носках с ходьбой в приседе, стараясь держать спину прямо. Это очень трудное упражнение, но после многократного повторения присед без помощи взрослого могут освоить все дети.

"САМОЛЁТ ПЛАНИРУЕТ"

В положении сидя ноги скрестно ребенок разводит руки в стороны и наклоняется поочередно вправо, влево, касаясь рукой земли. Взрослый придерживает ребенка сзади за плечи и следит за тем, чтобы наклон в сторону не перешёл в наклон вперёд.

"НЕБО-ЗЕМЛЯ"

Ребенок, стоя на коленях, прогибается назад, потом выполняет наклон вперёд и выгибает спину. Упражнение способствует лучшей подвижности позвоночника. Когда ребенок освоит его в положении на коленях, следует усложнить упражнение, повторяя в положении стоя.

"СОБАЧКА ТАКСА"

Ходьба на внешнем своде стопы в качестве профилактической меры против плоскостопия. Взрослый показывает ребенку упражнение, ребенок повторяет его. Упражнение выполнять босиком.

"МАРИОНЕТКА"

Освоив расслабление тела в положении лежа на спине (при правильном расслаблении пассивное движение переходит с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка покачивается, как у тряпичной куклы), следует осваивать расслабление, лежа на животе, а также из приседа, положения стоя и стоя на коленях. Взрослый демонстрирует свободное сползание на пол, чтобы ребьенку было понятно выполнение упражнения, показывает ему марионетку.

Приложение №5

Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности

  1. Выработка походки без излишнего разведения стоп (Ежедневная ходьба с параллельными стопами) - ходьба вдоль палки или веревки, лежащей на полу.
  2. Ежедневное мытьё ног прохладной водой. После вытирания ног "собрать" полотенце ногами.
  3. Ходьба босиком по песку, гравию, рыхлой почве, траве.
  4. Не ходить в помещении в утеплённой обуви.
  5. На физкультурных занятиях не использовать обувь с твёрдой стелькой.
  6. Не ходить длительное время босиком или в мягкой обуви по утоптанной поверхности.
  7. Сидя на стульчике, собирать ногами мелкие предметы или катать деревянную скалку. Последнее рекомендуется восточными медиками как метод рефлексотерапии (или стопотерапии) для повышения активности всех органов.

Всем родителям следует запомнить несколько принципов, которыми следет рукводствоваться, приобретая обувь для детей.

  1. Покупая обувь, следует мерить её стоя, так как при нагрузке размер обуви увеличивается в длину и ширину на 0,5-1см. стопа должна не только входить в обувь, но также иметь в ней соответствующую свободу и пространство.
  2. Не рекомендуется покупать подержанную обувь, а также без конца чинить старую, отслужившую срок.
  3. Обувь должна соответствовать времени года и образу жизни ребенка, его возрасту и индивидуальной форме стопы.
  4. Продольная ось обуви должна проходить по второму пальцу, её подошва не должна быть искривлена.
  5. Обувь не должна изменять естественной установки крайних пальцев (мизинца и большого), занимаемой им при нагрузке босой стопы. Внутренний край стопы должен составлять одну прямую линию.
    Ботинок должен иметь закрытый и твёрдый задник. В области возвышения пальцев подошва должна быть эластичной. Желательно, чтобы детская обувь была крепкой, водоупорной, из гибкого из эластичного материала. Для детей совершенно непригодна обувь с твердой, негнущейся подошвой.

Приложение №6

Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по Г.Н.Сердюковской).

Содержание вопроса Ответы
Да Нет
1 Явное повреждение органов движения, вызванное пороками, травмой, болезнью    
2 Голова, шея отклонены от средней линии. Плечи, лопатки, таз установлены несимметрично    
3 Выраженная деформация грудной клетки: "грудь сапожника", впалая, "куринная"    
4 Выраженное увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника    
5 Сильное отставание лопаток-"крыловидные лопатки"    
6 Сильное выступание живота(более 2 см от линии грудной клетки)    
7 Нарушение осей нижних конечностей, О- и Х- образные ноги    
8 Неравенство треугольников талии    
9 Вальгусное положение пяток или пятки    
10 Явные отклонения в походке: прихрамывающая, "утиная"    

Как оценить полуенные результаты тестирования?

  1. Нормальная осанка-при всех отрицательных ответах.
  2. Незначительные нарушения осанки-при положительных ответах на вопросы 3,5,6 (один или несколько). В данном случае необходимо наблюдение врача в дошкольном учреждении.
  3. Выраженные нарушения осанки-при положительных ответах на вопросы 1,2,4,8,9 (один или несколько). В этом случае необходима консультация врача-ортапеда.

Приложение №7

Физкультминутки по зрению.

I. “Снежки”

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
"Нарисуйте" круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.

II. "Золотая хохлома"

А сейчас вновь гимнастика для глаз. (Дети выполняют данные движения стоя)
Глаза крепко закрываем,
Широко их открываем.
Все умеем мы моргать
И глазами "рисовать".(Поднять глаза вверх, сделать ими круговое вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)
И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)
Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)
Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)
Рядом с листиком трёхпалым (Присесть)
Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)
Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки)
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)
Золотая хохлома! (Опустить руки вниз)

III. "Как мы Мишке помогали"

Долго мы в лесу гуляли, (Руки на поясе, ходьба на месте)
Наши ноги не устали.
Руки тоже не устали, (Вытянуть руки в стороны на уровне плеч)
Хоть немного рисовали. (Согнуть в локтевом суставе)
Будем руки поднимать (Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки)
Силу крепкую качать. (Опустить руки вниз и посмотреть на носочки)
Сильна левая рука, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Сильна правая рука. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)
Сильна левая нога, (Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)
Сильна правая нога. (Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)
Кулаки крепко сжимаем, (Выполнять в соответствии со словами)
Руки мы в локтях сгибаем.
Раз, два, три, четыре
Глазки мы откроем шире.
Мишка, прыгай вместе с нами,
Силушку тебе собрали. (Прыжки на месте)
Сладко ты в берлоге спи. (Присесть, закрыть глаза ладошками)

IV. "Зрительная гимнастика"

(Гимнастика для глаз выполняется сидя, без очков, в соответствии со словами педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

V. "У компьютера"

Мы с компьютером играли. (Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем быстро мы моргать.
А теперь глаза закроем, (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз - закроем, два - откроем,
Три - закроем, на четыре вновь откроем.
Раз, два, три, четыре, пять
Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь представим сразу,
Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом:
Чёрно небо, чёрен дом.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.

VI. "Кружева"

Кружевницы ниткой кружева плетут, (Имитируют плетение)
Там цветы и птицы дивные живут.
Их иголочка "рисует" тут и там, (Отводят руки в стороны попеременно и
Нитка тянется за нею по пятам. прослеживают взглядом)
Но и мы умеем, кружева вязать, (Имитируют рисование кистью)
Будем кисточкой узоры рисовать.
Нарисуем мы узоры наверху, (Поднять голову, посмотреть вверх)
Завитушками листочки есть внизу. (Опустить голову, посмотреть вниз)
Слева можем мы бутоны положить, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Справа инеем пушистым всё покрыть. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)
Мы волшебные получим кружева, (Поднять руки вверх)
Будут радовать они нас, детвора. (Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)

VII. "Ёжик"

Ходил ёжик по полянке (Ходьба на месте)
Он искал грибы опятки. (Повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал. (Развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, (Поднять голову, посмотреть вверх)
Вниз глядел, (Опустить голову, посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел. (Произнести "пых", "пых", "пых")
Смотрел влево, (Голова неподвижна, посмотреть влево)
Смотрел вправо, (Голова неподвижна, посмотреть вправо)
Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё (Руки спрятать за спину)
Через левое плечо, (Повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё. (Повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
И грибок унёс на спинке.

Приложение №8

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игры в формировании личности ребенка, отмечала: "Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаза, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребенка организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр."

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Д.А.Колоцца, Г.А.Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать игры, чтобы довести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом - они играют большую роль во всестороннем развитии детей.

В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры, у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Это свойство игры высоко ценил П. Ф. Лесгафт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Вместе с тем он видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал ее сложным действием более высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребенка. Особо он подчеркивал тот факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны. Эта тесная связь физического и психологического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развития положительных чувств.

Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранять неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Четкое выполнение движений - смелость, ловкость. Находчивость усиливает чувство уверенности и помогает занять должное место в коллективе.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.

Большая роль в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств, принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил - бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах и прочее - учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.

В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. Во многих подвижных играх старших дошкольников с мячами, обручами, скакалками, камешками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. В каждом случае уговор становится правилом для всех. Нарушивший его так же исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами.

Эти традиции имеют большую воспитательную ценность: они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.

В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве: действовать в указанном направлении, самостоятельно выбирать нужное направление. Эта задача решается попутно, но иногда она может быть и основной - тогда воспитатель выбирает игру, где её можно осуществить с большей эффективностью.

Всё выше сказанное свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, активность, последовательность, сознательность.

Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима даже при выполнении небольших трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть на стол, застелить постель. Придя в школу, дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить учебники в сумку, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.

Воспитанный навык поведения в коллективе, общительность, умение подчинить свои действия правилам игры- все это отличает детей, пришедших в школу из детского сада. Они становятся организаторами, затейниками в классе, первыми помощниками учителей.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

На сегодняшний день развитие движений у детей стоит одной из главных задач в любом дошкольном учреждении - это связано с определенными условиями в нашей жизни в последнее десятилетие. Следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявляя инициативу, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Мяч в кругу

Дети сидят на полу, образуя круг. Взрослый даёт одному из участников игры мяч-Колобок (на нём нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение

Колобок, колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе взрослого ("Катенька, покати мячик Диме") девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ: нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Слушай хлопки

Дети сидят в кругу. Взрослый объясняет правила игры: если он хлопнет в ладоши один раз-все должны принять позу "птички" - руки в стороны; услышав два хлопка-сделать руками "ушки зайчика"; на три хлопка-показать руками "носик Буратино".

Не пропусти растение

Дети сидят в кругу. Ведущий объясняет правила игры: нужно очень внимательно слушать слова, которые он будет произносить. Когда среди слов встретятся названия растений, дети должны два раза хлопнуть в ладоши. Примерный набор слов: дорога, тигр, береза, роза, змея, крокодил, дуб, кукла, гриб, школа, ромашка, дом, гараж, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, музей, театр, ива, игра, иволга, банан.

Четыре стихии

Дети сидят в кругу. Взрослый просит игроков положить руки на колени и объясняет правила игры: если он скажет слово "ЗЕМЛЯ", все должны опустить руки вниз, если слово "ВОДА" - вытянуть руки вперед, если слово "ВОЗДУХ" - поднять руки вверх, если слово "ОГОНЬ" - вращать кистями рук. Игра проводится два раза.

Ястреб, курица и цыплята

Ведущий с помощью считалки определяет "ястреба" и "курицу", остальные игроки "цыплята"
По команде ведущего "цыплята" в сопровождении "курицы" бегают по площадке и "клюют корм". На условный сигнал вылетает "ястреб" и пытается поймать цыплят, которые под защитой "курицы" от него увертываются и убегают в "сарай" (очерченное место в углу комнаты (площадки). Пойманный уводится ястребом к себе в другой угол комнаты (площадки) и выбывает из игры.

Морской хищник

Дети располагаются по всему залу, они изображают стаю рыб, один из детей хищник. По сигналу воспитателя "Шторм!" дети бегут к стене, на которую указывает воспитатель, по сигналу "Корабль!" все бегут в противоположную сторону, по сигналу "Хищник!" дети ложатся на живот, берутся за руки, слегка приподнимают туловище и голову, смотрят вперед, соприкасаются ногами. Хищник двигается по залу, руки в стороны, так как большая рыба плывет над всей стаей. Не касаясь игроков. Дети в безопасности, пока они соприкасаются друг с другом. Если хищник видит, что кто-то из детей нарушил положение или разъединил руки и ноги, он его осаливает, и ребенок (один или несколько) выбывает из игры. Победителями остаются два-три ребенка, которых хищник не осалил.

У медведя во бору….

На одном конце площадки проводится черта. Эта опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей.

Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие-дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: "Идите гулять". Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, т.е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит….

Когда играющие произносят слово "рычит", медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод. После того, как медведь поймает 2-3 детей, назначается или выбирается новый медведь, и игра повторяется.

Воробушки и автомобиль

Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейке воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж). "воробушки вылетают из гнездышка",- говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек (высота их 10-15 см.), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.

Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок). Воробушки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место-гнездо). Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем.

Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки.

В игру можно ввести "клевание зернышек". Воспитатель говорит: "Птички захотели, есть и стали клевать зерна". При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или о землю.

Лиса в курятнике

На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место-двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные-куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: "Лиса!" - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра продолжается.

Игра кончается, когда лиса поймает 2-3 кур. Можно ее повторить с другой лисой.

Гуси-лебеди

Из числа играющих выбираются волк и пастух. Остальные дети-гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место-волчье логово. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем пастух говорит:

-Гуси, гуси!

Гуси останавливаются и хором отвечают:

-Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси:Да-да-да!
Пастух:Так летите же домой
Гуси:Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите!

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).

Пойманных гусей волк уводит к себе.

После 3-4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют по лугу, щиплют травку, при этом нагибаются, вытягиваю шею, а когда летают, расправляют крылья (поднимают руки в стороны).

Мы веселые ребята

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,
Любим прыгать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три-лови!

После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки. А ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймал, все равно выбирается новый. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.

Карусель

Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом.
Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети бегут идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее. А под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: "По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли". После того, как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: "Поворот". Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах "Вот и кончилась игра!" дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того, как немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т.е. становятся в круг. Берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

Мышеловка

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа (примерно треть играющих) образуют круг-мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели.
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут - вот напасть.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся же до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя "Хлоп!" дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловка увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра повторяется.

Караси щука

Один ребенок выбирается щукой. Остальные дети делятся на две группы: одна из них-камешки-образует круг, другая-караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: "Щука!"- она быстро вбегает в круг, старясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.

Игра повторяется 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

Удочка

Дети стоят по кругу. В центре круга-воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель подзывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса,- не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками)- сначала тихо, потом громко: "Хитрая лиса, где ты?" При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: "Хитрая лиса, где ты?", - хитрая лиса быстро выбегает на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь!".

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того, как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель говорит: "В круг". Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

Затейники

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте.
Дружно вместе
Сделаем….вот так

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук.

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра повторяется снова. Каждый затейник сам должен придумать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Космонавты

По краям площадки чертятся контуры ракет(2-4-ёх местные). Общее количество мест в ракетах должно меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.

С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах. Остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все встают снова в круг и игра продолжается. Во время полета вместо рассказа о виденном детям постоянно предлагается выполнить различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос.

Бездомный заяц

Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие-зайцы чертят себе кружки, и каждый встает в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным зайцем и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц охотником.

Эту игру можно проводить и со всей группой. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком круге становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам.

Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, с тем, чтобы все дети побывали в роли зайца.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечаются линиями два дома. Расстояние между домами-20-30 шагов (12-15 м.) Играющие располагаются на одной стороне площадке. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами. Лицом к детям, - это Мороз-красный нос и Мороз-синий нос. По сигналу воспитателя: "Начинайте!"- оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я-Мороз красный нос,
Я-Мороз-синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз.
И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там. Где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего количества замороженных выбираются (при помощи считалки) новые морозы, и игра возобновляется. В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее количество играющих.

Пустое место

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошечки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу.

После слова "постучу" водящий останавливается, заглядывает в окошечко, против которого становится, и говорит: "Тук-тук-тук". Стоящий впереди спрашивает: "Кто пришел?" Водящий называет свое имя. Стоящий спрашивает: "Зачем пришел?". Водящий отвечает: "Бежим наперегонки", - и оба бегут наперегонки вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым. Остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

Море волнуется

Из числа играющих выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок.

Ведущий идет вокруг играющих "змейкой", при этом те дети, кому он скажет: "Море волнуется", - встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так, цепочкой, он ещё немного ходят или бегают. Неожиданно ведущей говорит: "Море спокойно",- все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто остается без кружка. Становится водящим, и игра повторяется. Воспитатель следит за тем, чтобы цепочка двигалась змейкой, не пропуская ни одного кружка.

День и ночь

Участники игры делятся на две команды: "День" и "Ночь". Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится ещё одна черта. На расстоянии одного шага от нее и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.

Воспитатель говорит: "Приготовиться!" - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он скажет "День", то дети из команды "Ночь" бегут в свой дом, а дети из команды "День" поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.

Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может называть одну и ту же команду два раза подряд, но чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое количество раз. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.

Волк во рву

Посередине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 80-100 см. одна от другой - это ров. По краям площадки на расстоянии 1-2 шагов от её границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз. Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя: "Волк во рву!"- козы бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит: "Волк во рву!",- козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.

После 3-4 перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом, и выбирается другой волк) но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.

Не попадись!

Чертится круг или кладется шнур в форме круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга в любом месте. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие возвращаются за линию. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону.

Через 30-40 сек. Воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.

Охотник и зайцы

Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. Они сидят в кустах-за рейками, шнуром, укрепленными на высоте, доступной детям для перешагивания (перепрыгивания), или гимнастической скамейкой, поставленной на ребро.

На расстоянии 3-4 м. от кустов чертится круг- дом охотника. Он получает 2-3 мяча диаметром 50-60 мм. (зимой вместо мячей можно использовать снежки). Игра начинается с того. Что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают по площадке перед домом охотника. По сигналу: "Охотник!"- зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает мячами (снежками) в одного, другого, третьего…Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника. После повторения игры 2-3 раза подсчитываются пойманные зайцы, выбирается другой охотник, и игра продолжается. Бросать мячи или снежки можно только в ноги бегущим. Нарушивший это правило исключается из игры.

Паук и мухи

С помощью считалки выбирается водящий-паук, остальные дети-мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т.е. остановится в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться. Паук обходит играющих, и у кого заметит хоть малейшее движение, того забирает к себе.

Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключении воспитатель отмечает тех детей, которые отличились большой выдержкой.

Совушка

Из числа играющих выбирается совушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети-птицы, жуки, бабочки. Сова влезает на дерево (на 3-4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а остальные дети летают, помахивая крыльями. Воспитатель говорит: "Ночь!". Птицы и насекомые замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому.

Воспитатель говорит: "День", и совушка вновь влезает на дерево. После повторения выбирается другая совушка, и игра продолжается.

Краски

Играющие сидят на стульчиках или на скамейке (можно и на бревне или поваленном дереве) Выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону. Дети называют продавцу, какой краской они будут. Приходит покупатель и говорит: "Стук, стук, стук!" "Кто там?" - спрашивает продавец. "Вова (Валя)" Ю, - покупатель называет свое имя. "Зачем пришел?"- "За краской",- "За какой?"- "За красной (синей, жёлтой….)".

Покупатель называет любо цвет. Если такая краска есть он говорит, сколько она стоит (в пределах десяти), и покупатель столько раз ударяет его по ладони. С последним числом "Краска" убегает, а покупатель пытается её догнать. Поймав краску, он отводит её в условленное место. Игра продолжается. Если указанной краски нет, продавец говорит: "Скачи по красной (зелёной и т.д.) дорожке на одной ножке". Покупатель скачет до условленного места и возвращается. Игра продолжается до тех ор, пока все краски будут куплены.

Ловишка, бери ленту

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают ленту, которую закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя: "Беги!"- дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из их ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя: "Раз, два, три, в круг скорей беги!"- дети становятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Приложение №9

Уважаемые родители!

Считалки любят и знают все дети. Это незаменимые помощники в игре, в спорах при определении ведущего, в решении многих бытовых ситуаций (кому убирать игрушки, мыть посуду, гулять с собакой и т.д.).

У считалок завидная судьба. По силе эстетического влияния на детей, по количеству существующих произведений они остаются вне конкуренции. Звуковая организация считалок отличается красотой, ритмичностью, напевностью.

Интерес к считалкам появляется у детей уже в 3-4 года. Они хотят и любят быть в числе тех, кого пересчитывают, особенно, когда к ним прикасаются рукой. Самостоятельно считать могут только старшие дошкольники. Запоминаются считалки путём многократного их повторения.

Чем больше ребенок будет знать считалок, тем лучше, - это развивает память.

Знание считалок обогащает детскую речь. Чтение, точнее декламация считалок, обучает артистизму. Право пересчитывать игроков при выборе водящего доверяется избранным, тем, кто отчётливо, с необходимой громкостью и в определённом темпе умеет проговаривать слова, чтобы играющие могли контролировать пересчёт. Доверие сверстников обязывает ребенка считать честно. Знание разных считалок укрепляет авторитет ребенка в среде детей. Он начинает ощущать себя значимым и компетентным, что чрезвычайно полезно для его веры в себя.

****
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич.
Сапожник, портной.
Скажите, пожалуйста,
Кто Вы такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей.

****
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили-
Не читать и не писать
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу:
Доктор любит колбасу.

****
Аты-баты-шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты-что купили?
Аты-баты-самовар.
Аты-баты-сколько стоит?
Аты-баты-три рубля
Аты-баты-кто выходит?
Аты-баты-ты и я.

*****
Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-инте-рес-
Выходи на букву "с".
Буква "с" нехороша,
Выходи на букву "ша"

*****
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.

*****
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей?
Говори поскорей.
Не задерживай наших людей.
(тот, на ком остановился счёт
говорит любое число,
например: пять)
-Пять!
(счёт продолжается до
названного числа).
Раз, два, три,
Четыре, пять!

*****
По селу идёт Иван,
Потерял он свой кафтан.
А кафтан на улице,
Его склевали курицы,
Курицы-наседки,
Добрые соседки.
Дон, Дон, дон, дон,
Начинай играть свой кон!
Тики-тики
Тики-таки,
Ходят в нашей речке раки,
Ходят задом наперёд!
Ищут раки в речке брод!
Стали раки воду пить!
Выходи!
Тебе водить!

*****
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Бух!

*****
Шёл крокодил,
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
Эни-бэни, рики-таки,
Турба-урба, синтибряки,
Део-део, краснодео, бац!

*****
Фара-ара-фараон,
Жил в Египте древнем он
И в долине реки Нил
Пирамиды возводил.
Раб, папирус, колесница,
Лабиринт, тайник, гробница.
Вот идёт верховный жрец-
Разбегайтесь, наконец!

*****
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки-
Что угодно для души?

*****
Я сидел, а на рябине,
Меня кошки теребили.
А маленькие котятки
Царапали за пяточки.

*****
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить
Выходи тебе водить.

*****
Шла кукушка через сад,
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка,
Опрокинула корзинку,
И упала в ямку-бух!
Раздавила сорок мух!

*****
-заяц белый, куда бегал?
-в лес дубовый!
-что там делал?
-лыки драл!
-куда клал?
-под колоду!
-кто украл?
-Родион!
-выйди вон!

*****
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

*****
Шёл баран
По крутым горам.
Вырвал травку
Положил под лавку.
Кто травку возьмет
Тот вон пойдёт!

*****
1,2,3,4!
Жили мышки на квартире,
Чай пили
Чашки били,
По тир денежки платили!
Кто не хочет платить-
Тому и водить!

*****
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал.
Капусту нашёл,
Морковку нашёл
Сидит грызёт
Хозяин идёт!

*****
Тили-тили, тили-бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!

*****
Среди белых, голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!

*****
Снег идёт, снег идёт,
Дворник улицу метет,
Дворник улицу метёт,
Стороной народ идёт!

*****
Шла кукушка мимо сети
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить,
Выходи-тебе водить.

*****
Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки-
На окошке,
Две Аринки-
На перинке.
Две Феклушки-
На подушке,
А Петрушка - в колпачке
На зелёном сундучке.

*****
Дождик, дождик, поливай-
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти-
Дай гороху подрасти.

*****
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!

*****
Раз, два, три, четыре.
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйдет вон!

*****
Чтобы дом построить новый
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи,
Железо,
Краски,
Гвозди, паклю
И замазку.
А потом, а потом
Начинают строить дом.

*****
Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
Я привёз цветные книжки-
Пусть читают ребятишки.
Я привёз карандаши-
Пусть рисуют малыши!

*****
Раз-два-синева!
Три-четыре-солнце в мире!
Пять-шесть-речка есть!
Семь-восемь-майки сбросим!
Девять-десять-загораем целый месяц!

*****
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он стащил там рукавицу.
Привезли его домой,
Оказался он живой.

*****
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела

*****
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна
Мальчик девочке слуга.
Эй, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
Если выберешь ты красный,
Будешь девушкой прекрасной.
Если выберешь ты синий,
Будешь девушкой красивой.
А захочешь голубой,
Будешь Бабою Ягой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.С.Галанов Игры, которые лечат (для детей от 3до 5 лет) Педагогическое общество России Москва 2005
  2. Н.С.Голицына, Е.Е.Бухарова Физкультурный калейдоскоп для дошкольников Москва 2006
  3. В.А.Доскин, Л.Г.Голубева Растём здоровыми Москва "Просвещение" 2003
  4. Здоровый малыш Программа оздоровления детей в ДОУ Под редакцией З.И.Бересневой Творческий центр Сфера Москва 2004
  5. О.В.Козырева Лечебная физкультура для дошкольников Москва "Просвещение" 2005
  6. О.В.Козырева Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников Москва "Просвещение" 2007
  7. В.А.Недоспасова Растем, играя Пособие для воспитателей и родителей Москва "Просвещение" 2004
  8. Оздоровительно-развивающая программа "Здравствуй!" дл дошкольных образовательных учреждений Мнемозина Москва 2004
  9. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ Издательство АРКТИ Москва 2008
  10. Формирование здорового образа жизни дошкольников Материалы конференций "Учим и воспитываем детей быть здоровыми" 2005-2006гг. Санкт-Петербург 2007
  11. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва Ставрополь 2006
  12. Т.А.Шорыгина Беседы о здоровье Методическое пособие Творческий Центр Сфера Москва 2005