Взаимодействие учителя-дефектолога с участниками образовательного процесса в рамках реалиции ФГОС

Категория: Недева М.В. Опубликовано: 23.11.2014 Просмотров: 3279

В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребёнка. Родителям предоставляется право выбора дошкольного учреждения, доступного по месту жительства, формы получения развития и воспитания.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом или психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы. Поэтому, индивидуализация является главным критерием при планировании деятельности учителя-дефектолога.

Таким образом, речь идёт о широком диапазоне детей, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом (дефектологом), у других, для её решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия развития и пролонгированные сроки коррекционной работы.

Деятельность учителя – дефектолога направлена на решение задач воспитания и развития детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах. Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям с ОВЗ, испытывающих трудности в развитии. Коррекционно – педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на общее развитие ребёнка.

Содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках реализации ФГОС идёт в следующих направлениях, обеспечивающих комплексный подход к её организации: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие ребёнка, а также оценку взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребёнка, который предполагает:

  1. системный анализ личностного и познавательного развития ребёнка, определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
  2. создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребёнка;
  3. обеспечение сопровождения воспитания ребёнка. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребёнка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребёнок;
  4. коррекционная работа специалистов планируется с учётом суммарной нагрузки на ребёнка;
  5. взаимодействие специалистов в рамках консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребёнка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-май). Результаты обсуждаются на заседаниях консилиума. По итогам работы консилиума корригируется коррекционная работа дефектолога с детьми с ОВЗ, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.

КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ и ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания ребёнка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Разрабатываемые рекомендации носят частный и общий характер. Общие: выступления на собрании, МО. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, специалистов, и, по необходимости, администрацию.

Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках дошкольного психолого-медико-педагогического консилиума.

Исходя из особенностей ребёнка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога, которое служит основой для построения коррекционной программы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ включает подготовку к консилиумам, заседаниям МО, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, оформлении документации, организацию обследования отдельных детей на ПМПК для снятия или углубления рекомендаций. Оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребёнка.

Работа специалиста в условиях реализации Стандарта строится с учётом общей Концепции, принципов и подходов, положенных в основу Стандарта.

Условия реализации всего вышесказанного обеспечивают полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях. На фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Недева М.В., учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад» с.Песь