Рекомендации по работе с детьми раннего возраста педагогам и родителям

Категория: Струц Т.Н. Опубликовано: 16.02.2016 Просмотров: 1176

Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств,
особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек.

Для игр, направленных на развитие тактильных ощущений, хорошо использовать кусочки меха, листок наждачной бумаги, шишки, орехи, ребристые карандаши, гладкие камешки.

Вместе с детьми на первом этапе рассматривают эти предметы, трогают – стараются запомнить особенность (н-р: мех мягкий, пушистый, а камешек гладкий, холодный).

Затем предлагается игра «Чудесный мешочек», где дети имеют возможность узнать предметы на ощупь.

Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

Активизировать речевое общение можно лепкой из пластилина, цветного солёного теста, играми с предметами заместителями – спичками, счётными палочками, прищепками. Например, начав выкладывать из счётных палочек заборчик, можно предложить ребёнку продолжить его в правильной цветовой последовательности. Так же из палочек (спичек) можно выложить следующие узоры: «дорожка», «лестница», «снежинка». Если ребёнок будет справляться, то можно предложить узоры посложнее – «машина», «ёлка» и т.п.

Вырежьте из картона солнышко (паровозик, платочек) и ребёнку можно предложить «подарить ему лучики – прищепки» (вагончики, бахрому).

Детские игры очень разнообразны.

Часто слово «детство» вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создаётся семья. Всё это – мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищённым, здесь ему комфортно, - всё понятно и близко. Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок» - манную крупу. Вместо манки можно использовать мелкую соль или молотый кофе (его насыпают на поднос светлого цвета). Манку можно насыпать горкой или разровнять. Предложить ребёнку «пройтись» по крупе пальчиками: сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и, наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять и создавать загадочные следы.

Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат – мишке или слонику.

А ещё можно порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой, лучше двумя руками одновременно.

Так же песок (игры с крупой) помогают расслабиться, он завораживает ребёнка своей податливостью, способность принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Играя, ребёнок строит новый мир на песке, чувствует себя волшебником, он не боится изменений и радуется им.

Песок очень похож на воду. Вода расслабляет и успокаивает. Водой можно успокоить расшалившегося малыша. Для организации игр с водой вам понадобятся: кубки разные, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешки, бутылочки, резиновые игрушки, бумажные кораблики. Как здорово пускать из наполненной пластиковой бутылки фонтан, сделать «дождь» из губки или измерить, сколько ложек воды умещается в стаканчике. Интересно что камешек тонет, а пемза плавает.

Можно подуть через трубочку на кораблик, и он поплывёт. Закончив игру с водой, необходимо хорошенько разотрать кисти рук малыша.

Игры с водой можно заменить играми с «сухим» бассейном.
(Наполнить «сухой» бассейн можно разным материалом: фасолью, горохом, бусинками, пуговицами, крышками от пластиковых бутылок).

Пуговицы – сами по себе очень интересный материал. Из них можно создавать узоры, придумывать изображения на пластилине или солёном тесте, нанизывать пуговицы на нитку. Можно придумать историю о пуговице – папе, пуговице – маме и пуговке – ребёнке.

Всегда необходимо помнить о технике безопасности. При организации таких игр очень важно, чтобы взрослый находился рядом с ребёнком.

Языковые, или речевые игры (эксперименты со словами, звуками) очень нравятся ребятам: иногда доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение для одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключится к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов. А можно спеть ребёнку распевочку:

Су-су-су-су,
Я подарочек несу.
Ке-ке-ке-ке,
Своей доченьке.
Ту-ту-ту-ту,
Кошечку пушистую.
Лю-лю-лю-лю,
Доченьку свою люблю.
(А. Лобачёва)

Такие распевочки развивают мышление, тренируют мимику, ведь малыш стремится повторять за мамой (за воспитателем), следит за движением её губ и выражением лица. Распевочки, выражающие любовь и заботу, 0 словно живая вода для малышей.

Для ребёнка важна поддержка близкого взрослого. Малышу ещё трудно облечь в слова свои переживания и опасения (особенно детям с речевыми нарушениями). Помочь ребёнку может его любимая игрушка, которая ассоциируется у него с положительными эмоциями, ощущением безопасности. Возьмите себе куклу и дайте ребёнку его любимую игрушку. Прикоснитесь к игрушке ребёнка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом: «Сегодня мой малыш грустит, у него мокрые глазки – он плакал. Что сегодня интересного у тебя было? И т.п.»

Побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша. Перенося на игрушку свои переживания и настроение, ребёнок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше терпение, ваше тёплое участие, передаваемые через прикосновения игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю.»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – счастливый дом.

Педагог-психолог: Струц Т.Н.
МАДОУ «Детский сад» с.Песь