Конспект семинара - тренинга по теме «Роль сказки в развитии детей»

Категория: Струц Т.Н. Опубликовано: 31.03.2016 Просмотров: 1543

План:

  1. Открытие семинара, психологические игры.
  2. Теоретическая часть:
    • Что такое «сказка»?
    • Место сказки в жизни дошкольника.
    • Ценность сказки в развитии дошкольника.
    • Основные принципы использования сказки.

Игровая пауза.

  1. Практическая часть:
    • Опробирование приемов использования сказки во взаимодействии с детьми.
    • Изготовление коллажа «Сказочная страна».

Игровая пауза.

  1. Подведение итогов семинара.

Часть 1. Открытие семинара. Приветствие участников семинара.

Психологическая игра № 1 «Комплименты» (с мячом).

Ведущий: «Внимательно посмотрите друг на друга, постарайтесь увидеть каждого, обратите внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек… А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, что нового в нём увидели, что вас радует в нём. Будьте внимательны и постарайтесь никого не пропустить»

Психологическая игра № 2 «Найди себе место».

Ведущий: «Сейчас я скажу «раз» и мы все закроем глаза, а на счёт «два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должет найти себе место ( с закрытыми глазами!), при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся слева и справа от вас. Двигаться нужно осторожно, чтобы не навредить кому-либо. Итак, «раз» (пауза), «два».

Психологическая игра № 3 «Встреча на мостике» (с использованием скамейки или каната).

Участники делятся на две команды и встают у разных концов скамейки (каната). Участники одновременно движутся на встречу друг другу…. Чья команда окажется быстрее на другом берегу?

Часть 2. Теоретическая часть

Что такое «сказка»?

Ведущий предлагает вместе порассуждать на тему «Что же такое сказка?» (ответы участников).

Вывод: все вы правы. Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. Сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. «Народная сказка – богатейшая сокровищница родного языка», - Е.И.Тихеева

А какие сказки из детства, свои любимые, вы помните? Ответы участников.

Объясните пословицу (народное изречение) «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - ответы участников.

Как вы думаете, нужна ли сказка в жизни дошкольника? Ответы участников.

Основная ценность использования сказки в работе с детьми происходит на ценностном уровне. Сказки являются посредниками между внутренним миром взрослых и душами детей.

Сказка в работе с дошкольниками позволяет постоянно удерживать интерес. В сказочной стране возможно всё!

Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

Читая детям сказки, мудрые родители и педагоги создают в бессознательном мире детей запас жизненной прочности, символический «банк жизненных ситуаций».

Если же сказки не обсуждать с детьми, то многие её смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию.

Консультация «Всё о сказке» (текст прилагается).

Затем ведущий предлагает перечень сказок, рекомендуемый для чтения детям старшего дошкольного возраста (прилагается).

Игровая пауза.

Ведущий: Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и все протянем руки к середине. По моей команде все одновременно возьмёмся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Итак, давайте начнём. Раз, два, три»

Когда все соединились, ведущий предлагает распутаться, не отпуская рук.

Каждому участнику предлагается карточка с названием животного. Нужно изобразить животное без слов, звуков, только с помощью мимики, жестов, позы так, чтобы все остальные участники догадались, какое это животное.

Часть 3. Практическая часть.

Перед участниками на столах лежат книжки с разными сказками. Ведущий предлагает выбрать сказку и проанализировать её, обратив при этом внимание на ценностный опыт, который можно получить из данной сказки (время для обсуждения 5 минут).

Участники представляют свои сказки.

Создание коллажа «Сказочная страна».

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам создать нашу общую сказочную страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и др. материалы, создать коллаж «Сказочная страна». Для данной деятельности установлено время – 10-15 минут.

Ведущий: Какая чудесная страна у нас получилась! Каждый из вас внес в её создание частичку своего тепла, сове души. А сейчас давайте придумаем название нашей сказочной страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей сказочной страны.

Часть 4. Подведение итогов семинара.

Медитация «Путешествие».

Ведущий: Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы, фэнтези. Но что это, если не современные сказки. Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору и т.д. А кому ещё, как ни нам, педагогам, по род своей профессии жить рядом со сказкой!

Ведущий благодарит всех за участие в семинаре и предлагает участникам высказать свое мнение о семинаре, о том, что они узнали нового и интересного.

Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста (сказки):

  • Андерсен Г.Х. «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик»
  • Бажов П. «Серебряное копытце»
  • Барто А. «Рассказы про Вовку»
  • Бианки В. «Лесные домишки», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»
  • Бр. Гримм «Беляночка и Розочка»
  • Козлов С. «Как ослик шил шубу»
  • Кружков Г. «Чудеса в рукаве»
  • Крылов И. «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»
  • Маршак С. «Вот такой рассеянный», «Двенадцать месяцев», «Круглый год»
  • Михалков С. «Дядя Стёпа»
  • Мориц Ю. «Это – да! Это – нет!»
  • Муур Л. «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»
  • Носов Н. «Дружок», «Живая шляпа», «Карасик», «Фантазёры»
  • Одоевский В. «Мороз Иванович»
  • Осеева В. «Волшебное слово»
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
  • В обработке Карнауховой Н. былина «Про Добрыню Никитича и змея Горыныча»
  • Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Родари Дж. «Про мышку, которая ела кошек»
  • Русские народные сказки: «Волк и лиса», «Гуси – лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Пёрышко Финиста ясна сокола», «Сивка – Бурка», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»
    Сапгир Г. «Лесная азбука», «Садовник», «Кошка и я», «Подарки весны», «Четыре конверта»
  • Сказки народов мира: «Женщина, которая жила в бутылке», «Мотхо и Мунго», «У солнышка в гостях»
  • Сладков Н. «Разноцветная земля»
  • Соколов-Микитов И. «Листопадничек»
  • Хармс Д. «Врун»
  • Чарушин Е. «Про шляпу»
  • Чёрный С. «Про девочку, которая нашла своего мишку»
  • Чуковский К. «Озорные буквы», «Буква заблудилась», «Что за шутки»