Консультация по теме «Влияние сказки на развитие дошкольника»

Категория: Струц Т.Н. Опубликовано: 16.05.2016 Просмотров: 819

Большинство современных родителей много времени проводят на работе. И многие из них говорят о том, что в тот момент, когда у них находится время на игру с ребенком. Малышу уже пора спать. В этом случае можно предложить родителям больше времени уделять совместному чтению. Те минуты, которые взрослый и ребенок проведут вместе, читая книгу. Помогут сохранить контакт с малышом и будут полезны для его развития.

Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. В отечественной педагогике существовал период резкой критике сказок. Считалось, что сказки отдаляют ребенка от реальности, ничему его не научат, а потому не нужны, а даже вредны для его развития.

Противоположную точку зрения занимают представители психоаналитического направления в психологии. С их точки зрения, ребенок в своем развитии балансирует между стремлением к удовольствию (то есть незамедлительному удовлетворению своих потребностей вне зависимости от особенностей ситуации, в которой он находится) и требованиями реальности (то есть правилами и нормами, принятыми в социальном окружении дошкольника). Очевидно, что чем активнее взрослый стремится сделать какой-нибудь процесс (например: обучение) максимально приятным для ребенка, тем сильнее желание дошкольника получить удовольствие, а не преодолеть сложности, связанные с освоением знаний. Это приводит к тому, что малыш часто уходит в фантазию, в вооброжаемые ситуации, в которых он чувствует себя комфортно, и отдаляется от реальной жизни. В этом смысле народные сказки сконструированы вовсе не по принципу обретения удовольствия. Они соответствуют реальному положению дел: заносчивого, неосторожного колобка съедает хитрая лиса, большой медведь ломает теремок и т.д.

С психоаналитической точки зрения, сказки помогают ребенку обратиться к себе и проливают свет на известную взрослым истину: основная причина, по которой в нашей жизни что-то происходит не так, заключается в нас самих. Человеку свойственно вести себя агрессивно, асоциально или эгоистично, если он испуган или его мучает тревога. И хотя даже ребенок знает, что не всегда ведет себя хорошо, взрослый старается убедить малыша в том, что все вокруг добры. В результате образ, в котором ребенок представляет себя сам, противоречит тому, что ему говорят родители, и он становится чудовищем в собственных глазах.

В рамках психоанализа психологи и педагоги старались помочь человеку принять свою сложную природу, а не убегать от нее. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем. Не случайно многие сказки начинаются с описания весьма сложных жизненных обстоятельств: смерть матери, старение короля-отца, и т.п. Эти мотивы отражают самые глубокие опасения ребенка – потеря близких, смерть, - которые в повседневной жизни проявляются в таких «общепринятых» для дошкольников страхах, как боязнь темноты и животных. Взрослые часто не знают, как реагировать на эти эмоциональные проявления детей, и предпочитают либо не замечать их, либо всячески минимизировать их проявления. В сказке, наоборот, они становятся темой для разговора. Более того, в сказках разрешаются многие опасения ребенка. Так, желание жить вечно проявляется в словах: «И они счастливо жили вместе» или «И они стали жить – поживать да добра наживать» и т.д. такие концовки ни в коей мере не вводят ребенка в заблуждение. В них не говорится о том, что можно жить вечно, а утверждается, что жизнь с другим человеком может быть настолько эмоционально комфортной, что она заставит исчезнуть страх смерти.

Как писал психоаналитик Б. Беттельхейм: «Сейчас как никогда детям нужны сказки и их герои, которые в одиночестве познают окружающий мир». Как показали исследования психологов, дошкольник легко переходит к магическому отражению реальности. Изучая моральное развитие детей 4-7 лет, Е.В. Субботнский в одной из экспериментальных ситуаций задавал им следующие вопросы: «Может ли предмет исчезнуть, если положить его в коробочку?», «Может ли он превратиться в другой предмет или появиться в коробочке( в реальной жизни или в сказке)?» Большинство дошкольников утверждали, что в жизни это невозможно, а в сказке такое вполне может произойти. Затем экспериментатор рассказывал историю о том, как одной девочке подарили волшебную шкатулку, превращающую обычные бумажки в красивые наклейки. На другой день ребенка приглашали в комнату где стояла специально сконструированная коробочка. Конструкция позволяла помещать внутрь предмет и незаметно для ребенка подменять его или прятать. Экспериментатор показывал на коробочку и говорил ребенку, что это та самая «шкатулка».

Далее – бумажка то исчезала, то превращалась в накейку. Анализ такой деятельности показал, что все это дошкольники объяснили магией, волшебством.

«Магичность» детского мышления часто выражается в том, что для ребенка не существует четкой границы между живыми и неживыми объектами. Ему интересны камни, деревья и животные, он закономерно, (в силу своих возрастных особенностей) ожидает от них ответов, а потому обращение героев сказки к природе понятно любому малышу. И в этом ничего нет странного – многие родители сами интуитивно говорят с предметами, чтобы повлиять на поведение ребенка ( например: смотри, как загрустила котлетка, она хочет, чтобы ты ее скушал»).

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая и идентифицируя себя с героем, проживает его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно. В отличие от повестей и рассказов, сказки не имеют прямого отношения к внешнему миру: их задач сориентировать ребенка в собственных переживаниях и размышлениях.

Например, в сказке «Три поросенка» повествуется о трех братьях, двое из которых решили жить так, как им хочется – они не стали тратить много времени на то, чтобы построить домик. Третий брат пожертвовал желанием играть, поскольку смог понять жизненную важность надежного укрытия. В результате три поросенка смогли укрыться от злого волка именно в домике третьего брата. Эта сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Казалось бы, в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» обсуждается та же проблема, но у стрекозы, которая «лето красное пропела», не остается шансов на спасение. В результате, как писал Л.С. Выготский, ребенок всем сердцем радуется вместе со стрекозой и настолько горько переживает ее трагическую судьбу, что не видит за этим грустным событием какой – либо жизненной справедливости.

Взрослые, читая сказку ребенку, не всегда понимают все ее детали. Знакомя ребенка со сказкой не нужно менять ее конец или «выбрасывать нежелательные действия того или иного персонажа, поскольку они обладают важными смыслами. Например, в сказке «Рыбак и джинн» старик трижды забрасывает невод и вылавливает всего лишь бутылку. Он открывает ее, из бутылки появляется джинн, который грозится убить старика. Такое развитие событий противоречит картине мира, которую пытаются построить взрослые: ведь старик освободил джинна (то есть сделал хорошее дело) и тот должен быть ему благодарен. Джинн говорит о том, что, просидев в бутылке сто лет, он хотел озолотить того кто его освободит, он хотел открыть освободителю все его сокровища земли, но прошло еще четыреста лет, и никто не пришел к нему на помощь. Тогда джинн поклялся исполнить три любых желания того, кто вызволит его. И вновь ожидания джинна растянулись на длительные годы. Тогда он решил убить любого, кто откупорит бутылку.

Смысл этой сказки понятен не каждому взрослому, но сточки зрения психоанализа, чувства джинна соответствуют тому, как чувствует себя маленький ребенок, когда его покидают родные. Долгое время он ждет их появления, представляет, как будет рад, когда они придут. Но время проходит, ребенок начинает злиться, что никто не возвращается, и представляет картины мести взрослым.

Поэтому мысли джинна оказываются вполне реалистичными для ребенка – переход от желания вознаградить к желанию наказать знаком малышу. Проживание ребенком этой ситуации в сказке позволяет ему овладеть своими чувствами. Но если взрослый пропустил этот момент, то сказка превратится в обычную историю с хорошим концом.

Теперь обратимся к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка». В ней злой волк съедает бабушку, занимает ее место и нападает на Красную Шапочку. Если объективно посмотреть на эту ситуацию, то она кажется абсурдной, - ни один волк не может превратиться в бабушку. Однако ребенок видит, что иногда самые близкие люди ведут себя так, что он просто не может поверить своим глазам: бабушка, которая был всегда так добра и мила, может стать страшной, обругать или даже наказать его. Что тогда делать малышу? Ребенок не может поверить в то, что бабушка не любит его, и потому он прибегает к следующей хитрости: в те минуты, когда бабушка сердится и ругает его, он представляет себе, что это не бабушка, а страшный серый волк. Как повествует сказка, в конце бабушка все-равно вернется и будет добра к своей внучке. Такие фантазии не редки для детей. Описано множество случаев, когда дошкольники представляли, что в то время, когда взрослы их наказывали, настоящие родители, по их мнению, были похищены злобными пришельцами.

Интересно, что и сами дети нередко воспринимают себя двойственно; они видят в себе послушного и непослушного ребенка. Малыш весь день может хорошо себя вести, ни разу не намочить постель, а ночью проснуться и закричать: «Кто-то описал мою постель!». Это не значит, что ребенок хочет свалить вину на кого-то другого. Скорее, это говорит о том, что малыш еще слишком мал, чтобы принять свою двойственную природу.

Кроме того, в сказке «Красная Шапочка» раскрывается сложная структура детского сознания. Красная Шапочка – это сам ребенок, готовый веселиться, доверять миру и делать разные глупости. Волк – отражение того, что будет, если свернуть с «хорошего» пути, указанного близкими взрослыми. А охотник – образ строгого родителя, который спасает ребенка в трудной ситуации и наказывает волка. Важно понимать, что и Красная Шапочка, и волк – проявления противоречивости детского характера. Вот почему Красная Шапочка предлагает охотнику набить живот волка камнями (разумный охотник, скорее всего, просто бы застрелил волка). В сказке показано, что объединившись со взрослым, ребенок может сравниться со своими, не всегда хорошими желаниями.

Некоторые родители, замечая, что ребенку понравилась сказка, переходят к чтению других, не менее увлекательных сказок. Однако если малыш говорит, что сказка ему интересна, это означает, что он чувствует в ней что-то важное для себя и хочет ее еще раз. Поэтому нужно многократно перечитывать с ребенком одну и ту же историю, чтобы он смог понять ее суть. Не обязательно ограничиваться лишь чтением сказки – важно дать ребенку возможность пережить услышанное. Сюжет сказки можно разыграть по ролям.

Сказка вызывает у ребенка сильное эмоциональное переживание , заставляя работать его воображение. Взрослые ошибочно полагают, что яркие иллюстрации помогают обогатить внутренний мир ребенка, делают его переживания более насыщенными. С точки зрения психоанализа, такое мнение не верно, потому что каждый ребенок уникален и сказка помогает ему открыть его собственный внутренний мир, а не мир иллюстратора.

Когда малыш слышит о чудовище или принце, он представляет их иначе, чем они нарисованы художником.

Не нужно бояться того, что ребенок слышит слишком много сказок. Дети не живут в сказках, как не живут и в игре. Все дошкольники прекрасно понимают, что сказочный мир отличается о реального. На вопрос малыша о том, правда ли то, о чем рассказано в сказке, сама сказка дает честный ответ: «В Давние – давние времена», «В сказочной стране», «В тридевятом царстве» и т.д.

Педагог-психолог: Струц Т.Н.
МАДОУ «Детский сад» с.Песь