Роль экскурсий в развитии ребенка

Категория: Смирнова О.Н. Опубликовано: 18.03.2016 Просмотров: 1317

Экскурсия - один из основных видов занятий, и особая форма организации работы по всестороннему развитию ребёнка, нравственно - патриотическому, эстетическому воспитанию. И в тоже время это одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.

Преимущество экскурсий - в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств.

Экскурсия помогает формировать у ребенка мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое понимание мира.

Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

За первое полугодие учебного года в нашей группе были проведены три вида экскурсий:

  • природоведческая экскурсия;
  • экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека;
  • ознакомительная экскурсия по улицам села.

Природоведческая экскурсия - на реку была осуществлена с целью ознакомления с сезонными изменениями, развития умений видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Красота природы вызывает у ребенка глубокие, неизгладимые переживания, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному селу.

Мы организуем данные экскурсии на одни и те же объекты в разные времена года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний период была проведена экскурсия к реке, с целью накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. Также даём детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях: предлагаем детям собрать разнообразный материал (природный, бросовый). При этом сами не остаёмся безучастными, а проявляем к их действиям живой интерес: задаём вопросы, «заражаем своими» эмоциями (удивление, восхищение). Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности. Собранный материал складываем в корзинки, а часть материала тут же используется для игр и упражнений («Что изменилось», «Угадай, по описанию» и др.). Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминаем цель занятия, даём им осмотреться, а затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная цель экскурсии – это коллективное наблюдение (наблюдение за водой, листвой, травой). Здесь решаем основные программные задачи. Помогая детям подметить основные признаки осени, дополняем своими рассказами и пояснениями. Большое внимание в наблюдении уделяем вопросам - заданиям, заставляющим детей рассматривать предметы, трогать, сравнивать, находить сходства и различия. После проделанной работы, даём задание на сбор необходимого материала для творческой и исследовательской деятельности в группе (дети самостоятельно находили предметы которые, по их мнению, были самыми необходимыми, в основном это были листья, веточки деревьев, шишки и сухая трава). В заключительной части проводим итог нашей экскурсии и напоминаем о необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсия за пределы детского сада проводится со средней, старшей и подготовительной группами.

Экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека (на стройплощадку, библиотека, почта, администрация сельского поселения) помогают детям освоить представление о разнообразии и пользе трудовых действий людей.

Цели: осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда); знакомство с техникой, механизмами, которые облегчают труд взрослых.

При подготовке к данным экскурсиям, прежде всего мы сами знакомимся с объектом наблюдения, получаем разрешение на проведение экскурсий, договариваемся о времени посещения, об участии детей в той или иной деятельности, определяем содержание беседы детей с рабочими. Например, экскурсия в библиотеку знакомит детей с профессией библиотекаря и разнообразием книг. Дети с интересом задавали вопросы работнику библиотеки и сами себя попробовали в этой роли. Не менее интересным было посещение администрации села для беседы с бухгалтером учреждения.

Ознакомительная экскурсия по улицам села. Главная цель экскурсии - познакомить детей с родным селом и его достопримечательностями, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, учить беречь и дорожить природными богатствами, любить своё село. Задачи, которые стояли перед нами - познакомить детей с историей образования родного села; учить детей ориентировки на улицах села, соблюдать правила безопасного поведения на улице; познакомить детей с названиями улиц.

Придя в группу, дети сделали модель села, где сами подписали название улиц и номера домов.

За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, сообщаю её цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем.

Знания, полученные на экскурсиях, расширяем и закрепляем в играх, в творческой и исследовательской деятельности самостоятельно и совместно с взрослыми.

В заключении, как правило, проводим обобщающую беседу. Планируя беседу, ставим вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подводим их к установлению связи между явлениями.

Для того чтобы экскурсионные мероприятия прошли более успешно, опираемся на памятку по проведению экскурсий в ДОУ:

  1. Предварительно ознакомится с объектов наблюдения.
  2. Согласовать время посещения данной экскурсии.
  3. Осмотреть место экскурсии на предмет безопасности.
  4. Выбрать самый простой и безопасный путь.
  5. Сообщить детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать).
  6. Напомнить детям правила поведения на улице.
  7. Поставить в известность администрацию ДОУ.
  8. В заключительной части экскурсии - подведите итоги работы.
  9. По возвращению в ДОУ, предложить детям творческое задание.

Таким образом, наши экскурсии получились познавательными, увлекательными, незабываемыми и интересными.

Фотографии можно посмотреть в фотоальбоме «Роль экскурсий в развитии ребенка».

Воспитатели: Смирнова О.Н., Струц Т.Н.,
учитель – дефектолог Недева М.В.
МАДОУ «Детский сад» с. Песь