Психологическая готовность к школе
Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и, наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.
Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребёнка к школе:
1. Мотивационная готовность (желание учиться)
Данная готовность подразумевает:
- развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учёбой;
- потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и занятиями;
- развитие социальной мотивации — потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
- способность адекватно оценивать себя.
2. Эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением)
Данная готовность предполагает наличие умения:
- сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
- ориентироваться на заданную систему требований;
- внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно-воспринимаемому образу.
3. Интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами)
Данная готовность включает:
- умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
- выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
- сравнивать, выделять сходное и отличное;
- рассуждать, находить причины, делать выводы;
- обучаемость:
- усвоение нового правила работы;
- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;
- уровень развития обобщения (например: роза — цветок (низкий уровень), роза — цветок — растение — живая природа (высокий уровень)).
- сумму усвоенных знаний;
- речевое развитие;
- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировку на смысл слова;
- развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
- осознание словесного состава речи.
Важна общая личностная готовность ребёнка к школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Большая роль в подготовке ребёнка к школе отводится ведущей деятельности дошкольника - игре! Игровая мотивация побуждает ребёнка подчиняться правилам, учитывать позицию партнёра, слушать его, формировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладеть новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
Педагог-психолог
Струц Татьяна Николаевна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь