Психологическая готовность к школе

Категория: Педагог-психолог Струц Т.Н. Опубликовано: 25.03.2015 Просмотров: 564

Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и, наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребёнка к школе:

1. Мотивационная готовность (желание учиться)

Данная готовность подразумевает:

  • развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учёбой;
  • потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и занятиями;
  • развитие социальной мотивации — потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
  • способность адекватно оценивать себя.

2. Эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением)

Данная готовность предполагает наличие умения:

  • сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
  • ориентироваться на заданную систему требований;
  • внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно-воспринимаемому образу.

3. Интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами)

Данная готовность включает:

  • умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
  • выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
  • сравнивать, выделять сходное и отличное;
  • рассуждать, находить причины, делать выводы;
  • обучаемость:
    • усвоение нового правила работы;
    • перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;
    • уровень развития обобщения (например: роза — цветок (низкий уровень), роза — цветок — растение — живая природа (высокий уровень)).
  • сумму усвоенных знаний;
  • речевое развитие;
  • усвоение морфологической системы родного языка, ориентировку на смысл слова;
  • развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
  • осознание словесного состава речи.

Важна общая личностная готовность ребёнка к школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Большая роль в подготовке ребёнка к школе отводится ведущей деятельности дошкольника - игре! Игровая мотивация побуждает ребёнка подчиняться правилам, учитывать позицию партнёра, слушать его, формировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладеть новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

Педагог-психолог
Струц Татьяна Николаевна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь