Роль логопедического массажа в работе по преодолению нарушений звукопроизношения

Категория: Учитель-логопед Голубева О.В. Опубликовано: 04.01.2014 Просмотров: 1376

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Если ребёнок напряжён, то перед массажем язычка проводим классический логомассаж.

Расслабление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание от середины лба к вискам;
  • поглаживание от бровей к волосистой части головы;
  • поглаживание от линии лба вокруг глаз;
  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
  • поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  • надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

  • поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
  • поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
  • легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание лба от середины к вискам;
  • поглаживание лба от бровей к волосам;
  • поглаживание бровей;
  • поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
  • поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
  • сжимание подбородка ритмичными движениями;
  • разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
  • перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
  • пощипывание щек.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия:

  • сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.
  • сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.
  • при массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.

Правила проведения массажа:

  • Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого существует схема обследования органов артикуляции;
  • Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;
  • Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;
  • Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

Противопоказания к назначению логопедического массажа:

  • лихорадочное состояние, орви, грипп;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболочки глаз);
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • диатезы и другие аллергические реакции;
  • стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • герпес на губах;
  • отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);
  • увеличение лимфатических узлов;
  • резко выраженная пульсация сонных артерий;
  • тошнота, рвота;
  • чрезмерная физическая и психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению логомассажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

Оборудование помещения для проведения логопедического массажа:

  • удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;
  • стул для массажиста;
  • стол;
  • настенное или достаточно большое настольное зеркало для осуществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;
  • аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой (лучше классической);
  • грелка для прогревания мышц перед массажем;
  • стерильные марлевые салфетки;
  • резиновые напальчники;
  • индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;
  • одноразовые шпатели;
  • логопедические зонды различных конфигураций;
  • электрический вибромассажер;
  • медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок вибромассажера и т.п.;
  • несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.

Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими; лицо массируемого необходимо вымыть перед массажем.

Проводим массаж в одноразовых перчатках! Именно ручной массаж легко принимают дети! Им нравиться тепло рук! Специальные логопедические зонды вызывают у ребенка настороженность и опасение, поэтому их не применяем!

Ручной массаж язычка очень эффективен, мы активизируем и прорабатываем все мышцы языка.

Чтобы Вашему ребенку понравился массаж, мы рассказываем сказки, которых в нашей "копилке" несколько! Вот одна из них, самая простая.

  • Язычок наш наводит порядок в домике - под названием "ротик"
  • Убирает игрушки, протирает пыль со стола, а теперь с окошечка (поглаживание вперед-назад)
  • Заправляем кроватку (поглаживание влево-вправо)
  • Решил выглянуть из домика, а потом снова спрятался, снова выглянул (язык двигаем вперед-назад)
  • Вышел из домика (накручиваем на палец внутрь и наружу)
  • Посмотрел вверх, вниз – 2 р. (поднимаем и опускаем язык)
  • А потом поднялся на горку (язык тянем вверх)
  • Покатался на травке из стороны в сторону – 2 р. (перекручивание языка)
  • Тут прибежали цыплятки: топ, топ, топ (легкое постукивание по языку)
  • Пришли куры поклевали – 3 р. (точечное нажатие по всей поверхности языка)
  • Пришли гуси пощипали- 3 р. (пощипывание краев языка)
  • Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
  • А потом еще немножко (поглаживание по диагонали к корню языка)
  • Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком
  • Повалялась, повалялась… (поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)
  • Вдруг бежит щенок - звонкий голосок,
  • Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание боковых краев языка)
  • Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)
  • А дворник всех метлой прогнал (потягивание языка из стороны в сторону -«часики»)

Вот такие истории превращают массаж в увлекательное занятие и ребенок просит еще сказку! Элементы самомассажа, например, когда ребёнок с силой проталкивает язычок сквозь неплотно сомкнутые зубы…

Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут. Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями. Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд. Массаж для расслабления мышц языка:

  • точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью; 
  • вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд). 

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

  • От середины языка к его кончику и обратно.
  • От центра языка влево и вправо («ёлочка»),
  • От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
  • Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
  • Пощипывание и растягивание краев языка.
  • Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Работа по преодолению слюнотечения:

  1. Научить детей хорошо жевать — вначале с запрокинутой головой.
  2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком, особенно перед выполнением упражнений.
  3. Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

Массаж с зубной щёткой:

Массаж выполняется с помощью детской зубной щётки, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Так как слюноотделение при этом может быть обильное, то салфетки меняются часто, по мере увлажнения. Длительность массажа 5 – 7 минут. Курс 10 – 14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.

Виды движений: продольное поперечное кругообразное поглаживание; кругообразное спиралевидное растирание; продольное кругообразное надавливание разминание; ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;

При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоняется язык - спастичная. Её нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона – вялая. Для её массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.

Желаем вам успехов!

Учитель-логопед
Голубева Ольга Викторовна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь