Роль логопедического массажа в работе по преодолению нарушений звукопроизношения
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Если ребёнок напряжён, то перед массажем язычка проводим классический логомассаж.
Расслабление лицевой мускулатуры:
- поглаживание от середины лба к вискам;
- поглаживание от бровей к волосистой части головы;
- поглаживание от линии лба вокруг глаз;
- поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
- поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
- поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
- легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
- надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
- поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
- поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
- поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
- поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
- точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
- легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.
Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
- поглаживание лба от середины к вискам;
- поглаживание лба от бровей к волосам;
- поглаживание бровей;
- поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
- поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
- сжимание подбородка ритмичными движениями;
- разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
- перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
- пощипывание щек.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия:
- сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.
- сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.
- при массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.
Правила проведения массажа:
- Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого существует схема обследования органов артикуляции;
- Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;
- Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;
- Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.
Противопоказания к назначению логопедического массажа:
- лихорадочное состояние, орви, грипп;
- острые воспалительные процессы;
- носовые кровотечения и склонность к ним;
- конъюнктивиты (воспаления соединительной оболочки глаз);
- различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
- диатезы и другие аллергические реакции;
- стоматиты или другие инфекции полости рта;
- герпес на губах;
- отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);
- увеличение лимфатических узлов;
- резко выраженная пульсация сонных артерий;
- тошнота, рвота;
- чрезмерная физическая и психическая усталость.
В ряде случаев противопоказания к назначению логомассажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.
Оборудование помещения для проведения логопедического массажа:
- удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;
- стул для массажиста;
- стол;
- настенное или достаточно большое настольное зеркало для осуществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;
- аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой (лучше классической);
- грелка для прогревания мышц перед массажем;
- стерильные марлевые салфетки;
- резиновые напальчники;
- индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;
- одноразовые шпатели;
- логопедические зонды различных конфигураций;
- электрический вибромассажер;
- медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок вибромассажера и т.п.;
- несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.
Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими; лицо массируемого необходимо вымыть перед массажем.
Проводим массаж в одноразовых перчатках! Именно ручной массаж легко принимают дети! Им нравиться тепло рук! Специальные логопедические зонды вызывают у ребенка настороженность и опасение, поэтому их не применяем!
Ручной массаж язычка очень эффективен, мы активизируем и прорабатываем все мышцы языка.
Чтобы Вашему ребенку понравился массаж, мы рассказываем сказки, которых в нашей "копилке" несколько! Вот одна из них, самая простая.
- Язычок наш наводит порядок в домике - под названием "ротик"
- Убирает игрушки, протирает пыль со стола, а теперь с окошечка (поглаживание вперед-назад)
- Заправляем кроватку (поглаживание влево-вправо)
- Решил выглянуть из домика, а потом снова спрятался, снова выглянул (язык двигаем вперед-назад)
- Вышел из домика (накручиваем на палец внутрь и наружу)
- Посмотрел вверх, вниз – 2 р. (поднимаем и опускаем язык)
- А потом поднялся на горку (язык тянем вверх)
- Покатался на травке из стороны в сторону – 2 р. (перекручивание языка)
- Тут прибежали цыплятки: топ, топ, топ (легкое постукивание по языку)
- Пришли куры поклевали – 3 р. (точечное нажатие по всей поверхности языка)
- Пришли гуси пощипали- 3 р. (пощипывание краев языка)
- Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
- А потом еще немножко (поглаживание по диагонали к корню языка)
- Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком
- Повалялась, повалялась… (поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)
- Вдруг бежит щенок - звонкий голосок,
- Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание боковых краев языка)
- Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)
- А дворник всех метлой прогнал (потягивание языка из стороны в сторону -«часики»)
Вот такие истории превращают массаж в увлекательное занятие и ребенок просит еще сказку! Элементы самомассажа, например, когда ребёнок с силой проталкивает язычок сквозь неплотно сомкнутые зубы…
Массаж язычной мускулатуры.
Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут. Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями. Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.
Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд. Массаж для расслабления мышц языка:
- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).
Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:
- От середины языка к его кончику и обратно.
- От центра языка влево и вправо («ёлочка»),
- От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
- Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
- Пощипывание и растягивание краев языка.
- Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.
Работа по преодолению слюнотечения:
- Научить детей хорошо жевать — вначале с запрокинутой головой.
- Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком, особенно перед выполнением упражнений.
- Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.
Массаж с зубной щёткой:
Массаж выполняется с помощью детской зубной щётки, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Так как слюноотделение при этом может быть обильное, то салфетки меняются часто, по мере увлажнения. Длительность массажа 5 – 7 минут. Курс 10 – 14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.
Виды движений: продольное поперечное кругообразное поглаживание; кругообразное спиралевидное растирание; продольное кругообразное надавливание разминание; ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;
При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоняется язык - спастичная. Её нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона – вялая. Для её массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.
Желаем вам успехов!
Учитель-логопед
Голубева Ольга Викторовна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь