Отстающий? Подтянем! Задержка психического развития ребёнка - диагноз серьёзный, но отнюдь не фатальный, всё зависит от настроя семьи.

Категория: Учитель-дефектолог Недева М.В. Опубликовано: 06.01.2014 Просмотров: 734

Рождение малыша – огромная радость, к этому событию готовятся, его ждут, с ребёнком связывают определённые надежды. И, конечно, любящими глазами родителей трудно увидеть какое – либо отклонение в развитии малыша, особенно если оно не является столь очевидным, как нарушение зрения, слуха или умственная отсталость. Речь идёт о задержке психического развития, или, как её называют в современной медицине, смешанных специфических отклонениях психологического развития ребёнка.

К сожалению, статистика показывает, что процент рождения таких детей велик и с годами и прогрессом в науке он не уменьшается.

В психологии под термином «задержка психического развития (ЗПР)» понимается синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных (двигательных) , сенсорных (восприятия), речевых, эмоционально – волевых. Поскольку задержка психического развития не предполагает значительного снижения интеллектуального развития ребёнка, то в дошкольном возрасте такое отклонение в развитии ребёнка замечается родителями и воспитателями достаточно редко.

Незнающие люди детей с задержкой психического развития нередко относят к олигофренам (дебилам). Но в отличие от умственной отсталости, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие высших психических функций носит временный и замедленный темп развития.

Как это заметить?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя: как правило, у них нет физических пороков. Да и любящие родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, а часто и переоценивают его достижения, порой не замечая самого важного – отставания в развитии.

Первые подозрения обычно возникают, когда малыш начинает посещать детский сад или, что значительно чаще, школу. Когда педагоги обращают внимание родителей на неуспеваемость малыша и предполагают задержку психического развития, это чаще всего оказывается для родителей совершенно неожиданным. «Как же так? Ведь он у нас такой умненький и сообразительный, а в школе просто всё как то ладится».

Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что малыш с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Многих родителей пугает то, что этот страшный, на их взгляд, диагноз может сказаться на дальнейшей судьбе ребёнка. Им хочется верить, что всё пройдёт само. Но неприятие проблемы не решает её!

В таких случаях родителям следует чётко понять, и, безусловно, будет лучше, если это разъяснит грамотный педагог (воспитатель, учитель, психолог, дефектолог), что своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития, поскольку, чем младше ребёнок, тем более пластична и податлива коррекции его психика!

Учитель-дефектолог
Недева Мария Васильевна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь