Если ребёнок отстаёт в развитии

Категория: Учитель-дефектолог Недева М.В. Опубликовано: 06.01.2014 Просмотров: 767

Рождение малыша – огромная радость, к этому событию готовятся, его ждут, с ребёнком связывают определённые надежды. И, конечно, любящими глазами родителей трудно увидеть какое – либо отклонение в развитии малыша, особенно если оно не является столь очевидным, как нарушение зрения, слуха или умственная отсталость. Речь идёт о задержке психического развития.

Иногда можно слышать, что ребёнок развивается с задержкой психического развития. Что это означает? И как родителю определить: нормальное у него дитя растёт или с этой самой задержкой?

Хотя задержка психического развития – довольно устойчивое состояние: ребёнок как бы запаздывает в своём развитии. И это заметно уже на первом году жизни: такой малыш позже начинает сидеть, ходить, держать спинку, не высказывает интереса к окружающим, инертен и безразличен. Хотя бывает наоборот - криклив. До года дети с задержкой психического развития не разделяют взрослых на своих и чужих и даже на яркие погремушки реагируют слабо.

В дошкольном возрасте эти недостатки как бы усиливаются, проявляя себя рельефнее. Такие дети не различают предметы по форме, цвету и величине. На вопрос, какого цвета, скажем, этот мяч, задумчиво тянут: «Круглый…» Хотя именно в этом возрасте при нормальном развитии дети уже должны знать самые простые характеристики предметов и материалов, без труда отличая их по цвету, какой из предметов пушистый, шершавый, гладкий, длинный, квадратный и т.д. При норме мышление ребёнка 7 лет, как говорят психологи, переходит от наглядно - действенного к образному, то есть с зачатками логики. Скажем, ребёнок догадывается: чтобы догнать бегающего вокруг дерева приятеля, надо просто развернуться против часовой стрелки, а не догонять того беспрестанно по кругу.

В школе, на первом году обучения, дети с задержкой психического развития с трудом овладевают письмом, чтением, хотя важно отметить, что нередко эти трудности связаны с другими проблемами. Например, с речевыми нарушениями (затруднено звукопроизношение, ребёнок «зеркально» пишет и т.д.), что требует просто помощи логопеда. Но обязательно: к концу первого школьного года при нормальном развитии, без задержки, дети должны считать в пределах ста с переходом на десятки не письменно, на бумаге, а в уме. И если с этим ребёнок справляется, а учитель всё равно говорит о задержке в развитии, значит, педагог ошибается – причина неуспеваемости в другом.

И ещё важно отметить. Иногда родители жалуются: мол, по три часа переписываем упражнение, а толку нет – и ошибки делает, и почерк ужасный. Не надо «По три часа» мучать ребёнка: если он улавливает, понимает суть правила, пожертвуйте во имя этого смысла каллиграфичностью почерка.

Многих родителей пугает то, что этот страшный, на их взгляд, диагноз может сказаться на дальнейшей судьбе ребёнка. Им хочется верить, что всё пройдёт само. Но неприятие проблемы не решает её! 

В таких случаях родителям следует чётко понять, и, безусловно, будет лучше, если это разъяснит грамотный педагог (воспитатель, учитель, психолог, дефектолог ), что своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития, поскольку, чем младше ребёнок, тем более пластична и податлива коррекции его психика!

И последнее. Задержка психического развития часто требует врачебного вмешательства, медикаментозного лечения. Не бегайте в недоверии от врача к врачу, меняя ребёнку лекарства в поисках «правильного лечения». Таким экспериментированием вы только навредите своему малышу. Будьте, прежде всего, терпеливы и последовательны сами.

Учитель-дефектолог
Недева Мария Васильевна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь