Скоро в школу…

Категория: Учитель-дефектолог Недева М.В. Опубликовано: 06.01.2014 Просмотров: 737

Как только ребенку приходит время идти в школу, вся семья сталкивается с целым рядом проблем. Они связаны с психологическим состоянием малыша, который оказывается оторванным от привычного режима, а также с психологическим состоянием взрослых, вынужденных вместе со своим ребенком адаптироваться к новым условиям.

Чтобы школьная пора не воспринималась столь трагично, родителям следует вовремя подготовить ребенка к изменениям в его жизни. Причем, эта подготовка не должна ограничиваться обучением, определенным умениям и навыкам, необходимым в школе. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к школе, включающая в себя умение слушать взрослого, подчинять свое поведение определенным правилам, а также общаться со сверстниками и т.д. В будущем именно это поможет избежать целого ряда проблем, особенно детям с задержкой психического развития.

Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению.

Группа детей с ЗПР крайне неоднородна. У одних наблюдается выраженное нарушение внимания, рассеянность внимания, что свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка. Для многих детей характерна своеобразная структура памяти, что связано с более низкой познавательной активностью этих детей.

Дети с ЗПР отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки. Они, как правило, отличаются эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания и повышенная утомляемость.

Так как же помочь ребенку наиболее безболезненно вступить в новый период его жизни, как облегчить ему процесс обучения и адаптации к незнакомому коллективу, как увлечь его тем или иным предметом?

Очень важно с первых дней в школе сформировать интерес детей к урокам, желание учиться и выполнять задание учителя, этому способствует внимательное отношение учителя к ученикам, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение успехов. Успех формирует у ребенка веру в себя, стимулирует его активность. Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеет индивидуальный подход к учащимся. Учителю не обходимо изучить личные дела детей, протоколы их обследования при поступлении в школу, иметь представление о выраженности основного дефекта, о сопутствующих отклонениях, знать о физическом здоровье каждого, о социально-бытовых условиях жизни.

Все без исключения дети по-своему талантливы. Кто-то обладает умением рисовать, кто-то наделен талантом сочинителя, а кому-то легче дается точные науки. Перед школой родителям следует внимательнее понаблюдать за своим ребенком, чтобы выяснить, что именно удается ему лучше всего, и попытаться развить эти задатки. Также можно про- консультироваться со специалистами- педагогами, которые помогут ребенку раскрыть свой потенциал. В школе подобные умения непременно пригодятся. С их помощью ребенок сможет проявить себя как личность среди сверстников, заинтересовать окружающих своим талантом и умениями и заслужить их уважение.

Учитель-дефектолог
Недева Мария Васильевна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь